Я считаю, что желание детей учиться и узнавать новое надо обязательно «подогревать». Создавать такие условия, чтобы у подростков была возможность и стимул заниматься вне школьной программы, самостоятельно изучать интересующие их вопросы, добывать дополнительную информацию. Учебно-исследовательская конференция «Юность Поморья», которая недавно прошла в школе N4, как раз и дает школьникам такую возможность.
Каждый старшеклассник мог принять в ней участие - выбрать интересующую тему, собрать необходимый материал и грамотно, аргументировано, красочно представить свою работу. Вся конференция была поделена на 4 направления-секции: математика и физика, биология и экология, история и обществознание, краеведение и литературоведение. В конференции участвовали 19 человек.
Мне посчастливилось в качестве зрителя попасть на секцию по истории, и я даже представить себе не могла, что это будет настолько захватывающе. Участники – 4 человека из 9-х, 10-х и 11-х классов. В жюри – трое учителей из разных школ, а еще несколько парт заняли наставники участников и зрители – группа поддержки.
Первым выступал Валерий Моисеев, 4 школа. Для своей работы он выбрал тему патриотизма в среде подростков. Валера дал четкое определение патриотизма и национализма, объяснил их различие. Показал видеофрагмент и рассказал о результатах анкетирования, которое провел. Оказалось, что нынешняя молодежь знает о патриотизме очень мало. В ее жизни он не играет никакой роли, большинство просто-напросто не задумывается на эту тему. Вся работа была представлена очень доступно, понятно и интересно. Сам Валерий считает себя патриотом.
Следующей свою работу представляла Ирина Волочко, тема - «История меценатства и благотворительности на Русском Севере». Ирина пояснила, чем отличаются эти два понятия, рассказала о системах награждения для меценатов. Оказывается, на севере такой системы не существует вовсе. По результатам опроса, проведенного среди 10-х классов, можно сделать вывод, что современные школьники очень мало знают о меценатстве и благотворительности, они почти не различают эти два понятия. Ирина считает, что необходимо больше освещать в школе деятельность меценатов Русского Севера.
Третьим выступающим был ученик 1 школы Егор Малышев. Он рассказывал об истории деревни Плесцы. Его целью было доказать, что история города Мирный начинается не с 1957 года, а гораздо раньше. Он описал деревню, ее население, годы Гражданской войны. Мне запомнился такой интересный факт: по нынешней улице Циргвава давным-давно проезжали цари! «В июле 1819 года проезжал Александр I, а в 1858 - Александр II. Потом еще в 1918-1920 годах ездили броневики, шли полки, велись бои. В 20-е годы проезжали автопробеги, в 1930-1940 годы прошли через Плесцы колонны заключенных. Сколько людей и судеб пронеслось за 300 лет по нынешней улице!». На презентации Егор представил очень много карт, фотографий. А еще он принес с собой старинное кадило, родом из наших мест!
Последним участником, представившим свою работу, была Виктория Васина. Ее тема «Сравнительный анализ профессионального самоопределения учащихся профильных и универсальных групп выпускных классов» пришлась мне очень по душе. Да и рассказывала она так увлеченно, с жаром, что невольно можно было заслушаться и забыть о времени. Вика представила диаграммы и сравнила уровни самоопределения школьников. В профильных группах ученики в большинстве своем уже определились со своей будущей профессией или хотя бы выбрали направление, в котором собираются двигаться. А в универсальных классах очень многие находятся, так сказать, в "подвешенном состоянии". Совсем небольшой процент учащихся как профильных, так и универсальных классов выбирают профессию своих родителей. В наше время уже очень многие семьи позволяют детям самостоятельно определяться с выбором, не давя на детей и не принуждая их «наследовать» профессию. А если такое и случается, то, чаще всего, это профессии, связанные с медициной, юриспруденцией и службой в армии.
Виктория в итоге заняла 1 место в направлении «Обществознание», и я искренне за нее рада. Работа, действительно, достойная! Второе место у Валерия Моисеева, его тема о патриотизме среди подростков также заслуживает внимания. В области истории первое место у Ирины Волочко, а второе у Малышева Егора. Все ребята старались, и каждая тема была по-своему очень интересной. Я думаю, в следующем году они попробуют свои силы снова.
Еще мне удалось заглянуть на секцию по краеведению, но уже лишь на последнее выступление. Очень жаль, что все четыре направления проходили в одно время. С радостью послушала бы работы по биологии и физике - кажется, это было не менее интересным, судя по названиям работ: «Вред микроволновой печи для здоровья человека», «Левша и компьютер», «Поставь себе диагноз по ногтям».
Очень здорово, что у школьников есть желание заниматься помимо школы, узнавать новое и участвовать в таких мероприятиях. Возможно, для кого-то эта конференция станет первой ступенью к серьезному увлечению наукой.
ПОЙДУТ ВЫШЕ
Работы, рекомендованные конкурсной комиссией для участия в областном финале «Юность Поморья»:
- Психолингвистический анализ личных статусов пользователей сети «ВКонтакте» в современной языковой ситуации (автор Диана Добрых).
- Химические способы активации дрожжей с помощью введения дополнительных веществ (автор Роман Яремий).
- Послепожарная сукцессия сосняков на примере окрестностей села Федово Плесецкого района (автор Марина Мышеловская).
- Изучение условий формирования плесневого гриба мукора (автор Виктория Богданова).
- Топонимика Плесецкого района (автор Екатерина Ефремова).
Анна Шубнякова,
СЮЖ при пресс-службе главы Мирного и редакции газеты «Панорама Мирного»