В традиционной русской педагогике всегда считалось, что воспитывать мальчиков и девочек необходимо с учетом половой или, выражаясь современным языком, гендерной принадлежности. Всем известно, что в середине 19 и начале 20 века существовали мужские и женские гимназии. В перечень предметов образования девочек входили рукоделие, музыка, танцы. Образование девочек имело более практическую направленность, так как основное, исторически сложившееся предназначение женщины – это семья, домашний очаг.
Сразу же после Октябрьской революции 1917 года, советские власти взяли курс на уравнивание в правах всех: пролетариев с крестьянами, учёных с рабочими, мужчин с женщинами. Именно под этим предлогом, в марте 1918 года, НарКомПрос РСФСР издал указ, о введении совместного обучения в среднеобразовательных школах, где и до сих пор мальчики и девочки обучаются вместе. Но вместе с тем в нашем менталитете сохранилось понимание роли женщины - матери, устроительницы, и мужчины как основной опоры и главы семьи.
В современном мире сейчас появляются новые взгляды на пол, на семейные роли, на воспитание гендерной принадлежности у детей. Не только взгляды, но и соответствующие нормы, законы. К примеру, в Швеции есть детские сады, в которых господствует идея равенства полов до такой степени, что детям предоставляется возможность побыть и в роли мальчика, и в роли девочки. Это значит, мальчику предлагается надеть одежду девочки, назвать себя женским именем и отобразить данный гендер в поведении. А вдруг ему понравится быть девочкой? И тогда он в будущем может осознанно выбрать для себя желаемый пол. Главный тезис подобной философии – свободный выбор пола ведёт к равным правам, равным возможностям и равной ответственности. А это, по мнению представителей данного направления, и есть истинная демократия в обществе. В Норвегии даже церковь получила разрешение венчать однополые браки.
Веяния толерантной Европы неумолимо вторгаются и в нашу действительность. Уже сейчас, по данным исследований российских социологов, достаточно многие старшеклассники под влиянием европейских фильмов, СМИ, лояльно относятся к идее смены пола.
Дошкольный возраст – именно то время, когда ребёнок принимает свой пол, база для формирующегося процесса гендерной принадлежности, окончание которого происходит в подростковом возрасте.
В связи с эти возрастает наша педагогическая ответственность. Важно не только дать ребёнку знания о своём поле, его особенностях, но создать такие условия, в которых мальчик мог бы почувствовать себя мальчиком, а девочка – девочкой. То есть прожить события, помогающие дошкольникам проявить свою гендерную принадлежность.
Для этого в МКДОУ № 8 «Золотой ключик» была смоделирована ситуация месяца «Мальчики и девочки». Мальчикам была предоставлена возможность пройти рыцарские турниры, подготовив к ним всё необходимое: плащи, щиты, головные уборы. Девочки упражнялись в рукоделии: ткали ковры (наклеивали мелкие детали на схему), изготавливали женские украшения (бусы, короны, браслеты). Все это было связано сюжетом известной сказки «Царевна-лягушка», в ходе которой царь давал своим подданным разные поручения. Праздники 23 февраля и 8 марта очень помогли нашим дошколятам почувствовать свою половую принадлежность. Мы органично вписали эти события в сказочный контекст.
Девочки дарили мальчикам свои рукоделия, мальчики сражались с Кощеем и спасали своих сверстниц, попавших под его коварные чары. А потом был царский пир. Он пришёлся как раз на предпраздничный день. И сотрудницы нашего «Золотого ключика» были главными гостями на этом застолье, где руками детей были приготовлены праздничные блюда. Подчеркнула специфику женского дня танцевальная композиция мальчиков «Мы вам честно сказать хотим…».
Вот так, шаг за шагом, формируется личность ребёнка, и строится фундамент здания его будущего. Каким будет это здание? Это во многом зависит от нас, взрослых, находящихся рядом. А пока наши дошколята – просто мальчики и девочки…
Татьяна Холодова