В период Великой Отечественной войны агрессивно развернутая разведывательно-подрывная и диверсионная деятельность, активная пропаганда на оккупированных фашистами территориях Советского Союза требовала от органов военной контрразведки высокой бдительности, эффективной работы с агентами, действовавшими не только в условиях непосредственного соприкосновения с противником, но и в тылу врага, создавая и расширяя свои позиции за счет подключения к работе лояльных Советской власти граждан, относящихся к различным социальным классам: от простых работников заводов до высокопоставленных чинов управления и военного командования.
С самого начала войны для борьбы с противником на захваченной территории формировались вооруженные подразделения во главе с опытными боевыми командирами, с участием в них оперативных работников-профессионалов и бойцов, прошедших специальную боевую подготовку.
Одним из наиболее эффективных формирований, выполнявших такие задачи, стала специальная группа, а в последующем партизанская бригада «Неуловимые» под руководством подполковника Прудникова Михаила Сидоровича.
«Неуловимые» начали свой боевой путь с марта 1942 года в Полоцке в качестве специальной группы, созданной по инициативе Прудникова М.С., командира, имеющего опыт боевых действий при ликвидации басмаческих банд в каракумских песках и горах Памира. В состав группы входили опытные пограничники-чекисты. К маю 1943 года группа расширилась до партизанской бригады, в состав которой входило 16 действующих отрядов – около двух с половиной тысяч партизан и резерв в количестве 900 человек.
Развернутая ими диверсионная деятельность на железной дороге по направлению из Полоцка на Витебск, Ветрино, Невель, Даугавпилс заставило высшее командование, обескураженное большими потерями в тихой и, казалось бы, покоренной Беларуси, принять решение о начале полномасштабной карательной операции «Нюрнберг».
В Полоцкий район были направлены танки, авиация и тысячи немецких солдат. Их боевая задача - прочесать леса на севере Беларуси, сжечь подозрительные деревни, уничтожить всех партизан и расстрелять советских активистов, коммунистов и просто сочувствующих.
Операция «Нюрнберг» началась в декабре 1942-го, и в декабре же встретила мощный отпор. Даже в глубоком тылу врага партизаны встречали подступающие к Полоцку регулярные части соперника шквальным огнем. Вскоре они перерезали главную артерию снабжения немецких войск - железную дорогу Даугавпилс-Полоцк. Большое количество бойцов позволяло проводить одновременные атаки сразу с нескольких сторон. Немецкое командование было озадачено, а бойцы деморализованы.
Параллельно с противостоянием силам карательной операции, «Неуловимые» начали готовить свой ответ. Мишенью выбрали Блестковскую школу гестапо. Во время одной из операций были получены сведения о нахождении в местной больнице курсанта по фамилии Зотов, бывшего летчика, из числа переметнувшихся на сторону фашистов после пленения. Получивший многочисленные ожоги Зотов оказался один в один похож на члена бригады Прудникова, младшего лейтенанта Валентина Готвальда.
Зотов был взят в плен, а вместо него младший лейтенант Готвальд, прибыв в гестаповскую школу, начал подготовку к диверсии. Доставив в учреждение большое количество взрывчатки, все это положили в обычный шкаф в канцелярии, а взрыватели соединили с ручкой на дверце.
Весной 1943 года «Неуловимые» нанесли удар, о чем телеграфировали в Москву: «Утром 2 марта сего (1943) года Блестковская гестаповская школа уничтожена. По имеющимся у нас сведениям, в момент взрыва там находился почти весь офицерско – преподавательский состав. Взрывом убит заместитель начальника школы, штурмбаннфюрер Отто Кравец, Административное здание полностью уничтожено вместе с радиостанцией. С нашей стороны потерь не имеется».
Еще одной из значительных операций отряда «Неуловимые» - по эвакуации детей из детского дома в Быковщине с оккупированной территории на Большую землю. Делалось все в строжайшей секретности, маршрут знали только проводники. Повозки медленно продвигались вдоль длинной очереди по разбитой дороге в сторону контрольно-пропускного пункта фашистов у Полоцка. Эта история легла в основу фильма «Оленья охота», которую сняли на киностудии имени Горького в начале 80-х. Автором сценария стал сам Прудников.
Другая, не менее значительная операция – освобождение заложников из тюрьмы. Здесь были задействованы специалисты высочайшего класса, которые так «натурально» изготовили документы, что подделку установили только в Берлине. В день проведения этой операции, специальная машина с командой СС подъехала к воротам тюрьмы. Высокие офицерские чины отдавали команды на чистейшем немецком языке, но этими офицерами являлись партизаны бригады Прудникова, которые успешно смогли вывезти пленных.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Прудникову М.С. было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Незадолго до этого он покинул Белоруссию и проходил службу в органах безопасности Советского Союза. «Неуловимые» продолжали взрывать немецкие эшелоны и освобождать военнопленных вплоть до июля 1944-го, когда была освобождена от оккупантов почти вся страна.
А легендарный комбриг, которого немцы прозвали «бородачом» еще много лет работал в органах госбезопасности и на короткий срок даже возглавил разведку пограничных войск.
Материал предоставлен в/ч 13990
(по материалам открытых источников печати)