11 сентября подразделения по вопросам миграции МВД России отметили 300-летие со Дня образования.
Основы паспортизации в России были заложены Петром I, который возложил обязанности по контролю и учету приезжающих иностранных граждан на полицию. Впервые в России слово «паспорт» как документ, удостоверяющий личность иностранцев, упоминается в Указе Сенату «О явке иноземцам, приезжающим в Санкт-Петербург для записки, в Канцелярию Полицмейстерских дел» от 31 августа 1719 года (11 сентября по новому стилю).
В 1724 году с целью предотвращения от уплаты подушной подати крестьянами для них были установлены особые правила при «отлучках» с места жительства, то есть первые паспорта в России выдали наиболее бесправным членам общества – крепостным крестьянам. С 1763 до конца XIX века «паспорт» имел и «фискальное» значение – был средством сбора пошлин. С конца XIX века до 1917 года паспортная система в Росси регулировалась законом 1897 года, по которому паспорт в месте постоянного проживания не требовался. Однако имелись и исключения: например, требовалось иметь паспорта в столицах и приграничных городах, в ряде местностей обязаны были иметь паспорта рабочие фабрик и заводов.
В паспорт мужчины записывалась жена, а замужние женщины могли получить отдельные паспорта только с согласия мужей. «Неотделенным» членам крестьянских семейств, в том числе и совершеннолетним, паспорт выдавался только с согласия хозяина крестьянского двора. Важным периодом в истории российского паспорта является 1906 год. Именно с этого времени в России вводится единый документ, удостоверяющий личность, который назывался «Паспортная книжка». Она содержала практически все данные, которые есть и в современных паспортах: ФИО, сведения о семейном положении, детях, месте жительстве и особые приметы.
Создание паспортно-визовой службы в Советской России связано с Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 25 июня 1919 года, согласно которому все граждане РСФСР с 16 лет обязаны иметь трудовую книжку с указанием места работы и прописки.
В 1923 году Народным комиссариатом внутренних дел РСФСР утверждено положение «Об адресных бюро и адресных столах в РСФСР при городских управлениях милиции» для ведения регистрации и учета населения, а также выдачи адресных справок.
Позднее было образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции при объединенном Государственном политическом управлении Союза ССР, а также установлены единая паспортная система и обязательная прописка. До 2004 года все правоприменительные функции и функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции были возложены на Паспортно-визовую службу Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В 2004 году создана Федеральная миграционная служба, окончательное реформирование которой произошло 1 января 2006 года с образованием территориальных органов ФМС России.
Спустя 10 лет в целях совершенствования управления в сфере миграции Федеральная миграционная служба упразднена, а её функции и полномочия вновь переданы МВД РФ. В его структуре создано Главное управление по вопросам миграции, обеспечивающее и осуществляющее в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативному регулированию в сфере миграции.
В ОМВД России по ЗАТО Мирный в отделении по вопросам миграции под руководством майора полиции Татьяны Викторовны Коротеевой осуществляют свою деятельность пять высококлассных профессионалов: инспектор, старший лейтенант полиции Ольга Анатольевна Шмырко, специалист-эксперт Надежда Алексеевна Васильева, старший инспектор Оксана Михайловна Забахтурина, инспекторы Ольга Владимировна Никитина, Ирина Сергеевна Новикова. Сотрудники отделения по вопросам миграции ОМВД ведут планомерную работу по оказанию государственных услуг в сфере миграции, в их числе производство по делам о гражданстве РФ, оформление и выдача документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, осуществление регистрационного учета, оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда, проживания и временного пребывания в РФ, а также для осуществления трудовой деятельности на территории РФ. Так по итогам 8 месяцев 2019 года оформлено более 800 паспортов гражданина РФ, по регистрационному учету обратилось более 4 800 граждан, всего оказано государственных услуг по вопросам миграции более 6 000.
Коллеги от всей души поздравляют сотрудников отделения по вопросам миграции ОМВД России по ЗАТО Мирный, а также ветеранов данного подразделения со знаменательной датой. Желают крепкого здоровья, семейного благополучия, счастья, удачи во всех начинаниях.
Штаб ОМВД
Подготовлено с использованием открытых источников