В мае ученик средней школы №3 из Мирного Василий Ращупкин выступил в интеллектуальных поединках знаменитой телевикторины Первого канала «Умницы и умники». Попасть на съёмки в Москву он смог благодаря победе на отборочном туре гуманитарной олимпиады «Наследники Ломоносова. Василий показал свои знания и победил в четвертьфинале телевикторины «Умницы и умники», но проиграл в полуфинале. В финале игры он принимал участие в качестве теоретика. Шанс, который выпал Василию, дал ему уникальную возможность подняться на следующую ступень образования. Он с радостью поделился своими впечатлениями
- Василий, как ты попал на передачу «Умницы и умники»?
- В декабре 2018 года я принял участие в отборочном туре на телевизионную олимпиаду «Наследники Ломоносова». Я понимал дальнейшие перспективы, поэтому полностью выложился. Для участия в олимпиаде нужно было написать эссе на предложенную тему (сейчас уже не помню, было что-то философское). Я прошёл этот этап и попал на полуфинал, который проходил в Архангельске и был уже настоящей игрой с правилами, очень близкими к «Умницам и Умникам». Затем был финал, его я тоже выиграл и получил право поехать в Москву в составе команды из пяти человек.
- Как ты готовился?
- Подготовка проходила под непосредственным руководством Виктора Витальевича Лукашова, учителя истории и обществознания 3 школы. Он давал мне всю необходимую литературу и прорабатывал её вместе со мной, опрашивая по ней и составляя конспекты. Подготовка была сложной и заняла огромное количество времени и сил, всё свободное время посвящалось чтению. Последние недели перед игрой пришлось брать освобождение от уроков в школе, чтобы полностью сконцентрироваться на игре и использовать оставшееся время максимально эффективно.
Подготовка очень затягивала, поскольку темы были действительно интересны. Когда она закончилась, я чувствовал лишь усталость, никакого облегчения. Кроме того, важным элементом подготовки я считаю приведение своего внешнего вида в порядок. Выступление на Первом канале обязывает соответствовать некоторым стандартам. Когда на тебе хорошо сидит костюм и на голове новая стильная стрижка, чувствуешь себя более уверенным, зная, что ты собран как внутри, так и снаружи.
- Расскажи, как проходили съемки игры?
- Съёмки проходили в комплексе «Останкино» на Первом канале, в студии соседствующей с той, в которой снимают «Вечернего Урганта». Такое «звёздное» соседство ещё больше погружает в особую атмосферу. На четвертьфинале весь процесс занял четыре дня. В первый день - жеребьёвка и репетиция, которая ввела нас в курс дела. За остальные три дня нам предстояло принять участие в двенадцати передачах, то есть в двенадцати играх. Четыре игры в один день. Съёмки проходили по-разному. Некоторые передачи снимали относительно быстро, на это уходило чуть больше часа. Съёмка других передач занимала больше времени из-за необходимости переснимать отдельные сцены. Между играми перерыв примерно 50 минут, в конце которого участники следующего агона* получают темы на конкурс красноречия.
Мы находились на студии с 12.00 до 21.00, без перерыва на обед, да и не до этого было. В полуфинале всё примерно то же самое, только в первый день мы не играли, так как это был день для участников из центральной России. Эти четыре дня проходят на пиковой интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузке. Мозг непрерывно работает, повторяет старую информацию и получает новую, а эмоции постепенно исчезают, вместо них приходит усталость. Тяжёлая усталость, когда приходишь со съёмок, принимаешь душ и ложишься в кровать. Ничего больше в этом мире не волнует, только сегодняшняя и завтрашняя игра. Полное равнодушие к остальному миру. Но буквально несколько часов сна, происходит оживление и я вновь готов работать. Организм же испытывает нагрузки из-за постоянной умственной работы и отсутствия полноценного отдыха, лишь правильный режим питания помогает сохранять работоспособность.
- Василий, какой была атмосфера между участниками?
- Атмосфера между участниками - тема особая, достойная отдельной беседы. Я уже говорил, что нас было пятеро игроков из Архангельской области, две девушки и трое юношей. Мы стали настоящей командой, сплочённой и дружной. Делили радость даже таких малых побед как получение медали кем-либо из нас, и делили огромную радость от победы в четвертьфинале и прохода в полуфинал, переживали вместе и поражения.
В полуфинал, который состоялся в марте этого года, удалось пройти мне и Максиму Прокофьеву, участнику из Северодвинска, абсолютному победителю регионального этапа. К сожалению, Ирина Антушева, Илья Мельков и Елизавета Обрядина дальше не прошли. В полуфинале мы с Максимом чувствовали некую тоску, ведь они тоже были достойны победы, но везёт не всем.
Атмосфера в полуфинале была уже другая, поскольку нам с Максимом пришлось играть друг против друга в одном агоне*, так сказали карты на жеребьёвке. И знаете, между нами не было никакого соперничества, никакой вражды, и жили мы в одном гостиничном номере. Мы вместе готовились, вместе гуляли, ждали игры и знали, что один из нас должен победить, а другой проиграть. В полуфинале мы поближе познакомились с остальными участниками. Это очень интересные, умные люди со всех регионов нашей страны. Все они по-разному настроены на игру, но все дружелюбны и доброжелательны друг к другу. Я безумно счастлив знакомству с такими чудесными людьми, они навсегда в моём сердце.
- Какие темы на игре для тебя были близки?
- Наиболее близкой для меня была тема: «Артур Конан Дойл. Жизнь и творчество». Его произведения я читал давно, ещё в начальной школе, но в период подготовки я открыл его для себя снова. Открыл для себя мир викторианской Англии с её имперским духом, джентльменами и паровыми двигателями, мир приключений и мир благородных рыцарей.
Вторая близкая тема – «Великая Французская революция». Такие великие события всегда волновали и интересовали меня, и я с большим интересом изучал биографии деятелей революции, исторические события. К тому же эта тема богата на занимательные факты, что лишь способствовало углублению моего интереса.
- Кто тебя поддерживал?
- Все окружающие меня люди, кто-то одним словом, слова ведь очень важны, кто-то непосредственно помогал мне в подготовке, за что я им всем благодарен. Но больше всего меня поддерживали семья и мой учитель истории и обществознания Виктор Витальевич.
- Василий, впереди экзамены в школе и поступление в высшее учебное заведение. Поделись своими планами.
- Хочу поступить в достойное учебное заведение. Считаю, что нет смысла сейчас о чём-то говорить, результаты Единого Государственного Экзамена всё скажут. На их основе определю свой дальнейший путь.
- Еще один школьник из Мирного, учащийся 3 школы Вячеслав Самсонов, выиграл региональный этап «Наследники Ломоносова». Он примет участие в телевикторине «Умницы и умники». Твои пожелания Вячеславу.
- Желаю Вячеславу знать свою цель, не терять её из виду, верить в себя, не сдаваться. Желаю сил и удачи, без неё никуда.
- Василий, спасибо за интересную беседу. Желаю тебе успешно сдать ЕГЭ и поступить в желаемое учебное заведение.
Aгон* - словесный спор, столкновение мнений
Беседовала Мария Малацион
P.S. Еще один школьник из Мирного примет участие в федеральной телевикторине «Умницы и умники». Десятиклассник из третьей школы Вячеслав Самсонов отправится в Москву в конце этого года.
В мае в столице Поморья прошли финальные игры пятого сезона телевизионной гуманитарной олимпиады «Наследники Ломоносова». По результатам олимпиады победителями были признаны мирянин Вячеслав Самсонов и северодвинец Егор Шитиков. Для них была организована суперигра. В интеллектуальной дуэли успех сопутствовал Вячеславу, который был признан абсолютным победителем олимпиады «Наследники Ломоносова».
- Хотелось попробовать себя в этой олимпиаде, чтобы понять, смогу ли я добиться результата. Было сложно и волнительно. К финалу я готовился на протяжении месяца. Нашёл необходимую литературу, изучал и выделял моменты, которые могли бы оказаться в вопросах. Думаю, что победил во многом благодаря поддержке моих родителей и наставника, учителя истории и обществознания Виктора Витальевича Лукашова, – отметил Вячеслав Самсонов.
Мария Малацион
Использована информация Министерства
образования и науки Архангельской области