На прошлой неделе в речи многих детей зазвучало новое странное слово – Булюлюм. Объяснить, что это значит, смогут только те, кто побывал на премьерном спектакле с одноимённым названием, подготовленным режиссёром Еленой Макеевой и актёрами театрального отделения Детской школы искусств. С понедельника по четверг спектакль смотрели воспитанники детских садов города, а в пятницу были приглашены все желающие!
«...Тихо по ночам в заповедном лесу, тихо – как в сказке! Забылась в невесомом тумане природа: распластались тени, привалились травы, пали ничком нарядные цветы; зябкие озера свернулись калачиками, в дуплах пристроились пугливые эхи, в полях лежат вповалку валуны – и лунным искренним сном спит высоко тёмное небо…». Так начинается сказка «Булюлюм» писателя Сергея Спирихина. Согласитесь, очень сказочно. Впрочем, на то она и сказка… В справочной информации автор представлен как петербургский писатель, хотя родом Сергей Олегович из Северодвинска, учился в Иваново, в Ленинград переехал в конце 80-х, а с 2004 года живёт в Вене (Австрия).
Руководитель театрального отделения ДШИ Елена Макеева знакома со сказкой «Булюлюм» со времён работы в народном кукольном театре «Живые куклы» (г. Архангельск). Там она выступала в качестве актёра-кукловода в роли Обезьяны. Прекрасный репертуар кукольного театра – это кладезь идей для педагога-театрала. Елена Анатольевна решила перевести сказку в драматургический материал, в пьесу, и поставить её со своими подопечными – учениками второго класса (возраст детей 13-16 лет). Юные артисты - новички на сцене, так как первый год их обучения проходил за закрытым занавесом, в основном это была работа с бессловесным действием. С живым словом воспитанники театральной студии начинают знакомиться только во втором классе, и по мере готовности выходят на сцену. Подготовка к спектаклю «Булюлюм» началась в сентябре прошлого года. По словам Елены Анатольевны, в самом начале пути, ещё до репетиций происходит глубокий анализ и определение темы, обсуждается идея сверхзадачи спектакля, затем - погружение в персонажей, их внутренние характеристики, осмысление взаимоотношений друг с другом и отношения к жизни. То, что зрители видят на сцене – лишь верхушка айсберга. И это закономерно, ведь актёрская «кухня» всегда скрыта от глаз широкой публики.
С каждым показом актёры совершенствовали своё мастерство, это отметила и их наставник. Конечно же, первый раз был самый волнительный… Чтобы понять, насколько ребятам было страшно, представьте себя на сцене перед большой публикой. Многие взрослые люди испытывают страх сцены (есть даже специальный термин этой особенности – пейрафобия; по оценкам психиатров, ей подвержены до 95 % людей). Так что за кажущейся лёгкостью и непринуждённостью речи и движений скрывается титанический труд, огромное напряжение воли. Однако, зрители этого не заметили, для них персонажи получились убедительными, колоритными, где-то серьёзными, а где-то смешными. Малыш пришелец, во время спектакля произносивший многократно всего одно слово – «булюлюм» - делал это каждый раз с разным настроением, понятным зрителю. Тоненький голосок и растерянный вид вызывали желание помочь этому необычному герою. Учёный Хамелеон не смог пройти мимо и вызвался разгадать эту живую загадку, предположив, что непонятное существо хочет чем-то поделиться со всеми. Путешествуя по сказочному лесу, обращаясь за советами к его обитателям, анализируя увиденное и услышанное, героям удалось добраться до истины и понять, что же хотел сказать Булюлюм… Кстати, лично меня поразил объём реплик, произнесённый Хамелеоном со сцены! Это ж надо было столько текста выучить, и без запинки его декламировать.
Пора познакомить вас с актёрами, сыгравшими роли в спектакле «Булюлюм»: Дмитрий Соловьёв (Булюлюм), Дмитрий Францев (Хамелеон), Ирина Хлыповка (Обезьяна), Виктория Лунёва и Ксения Пятакова (Лягушки), Андрей Полищук (Крокодил), Алёна Ворошилова (Выхухоль), Надежда Колоусова и Варвара Андриянова (Улитки). Среди множества увлечений в жизни этих детей театр занимает одну из главенствующих позиций. И это заметно по их отношению к сцене. Согласитесь, случайно в театральную студию не приходят, а тем более не остаются надолго…
Опытные театралы считают, что у каждого спектакля свой характер, своя судьба – от идеи до обсуждения, от первого до последнего показа. Однако, нам не дано проследить жизненный путь этого, да и других спектаклей, рождённых на сцене ДШИ. Специфика дополнительного образования не подразумевает длительных гастролей и долгого проката спектакля. Его играют пять-семь дней в году, а репетируют почти пол года… Кстати, декорации и костюмы педагог и ребята делали сами, в свободные выходные.
Ну вот и пришло время прощаться с Булюлюмом. Актёры под руководством своего педагога продолжат осваивать театральные премудрости. Теперь им явно будет интереснее, ведь за прошедшую неделю они значительно «выросли», впервые поделившись со зрителями своим творчеством. Впереди – новые постановки, новые размышления и новые победы над собой. До встречи на сцене!
Да, чуть не забыла. Маленький герой Булюлюм предложил разделить одиночество...
Разделить одиночество… а ведь в этом что-то есть…
Людмила Корепанова