«Дочке было три года, когда у нее резко пропал аппетит. Она начала выкладывать из супа лук, морковку, картошку, а потом и вовсе отказалась от первого. Перестала слышать меня, отзываться… Я даже подумала, что она глухая», - вот так неожиданно для родителей и окружающих «ребенок как ребенок» превращается в «ребенка со странностями». И порой проходит несколько лет, прежде чем подозрения не перерастут в подтвержденный диагноз - «детский аутизм», расстройство, вызванное нарушением развития головного мозга.
Полишка в семье младшая – у нее есть старшая сестра Надежда и брат Славик. Раньше семья жила в Онеге, но из-за Полины переехала в Мирный. Причем резко, бросив все, взяв с собой только документы и одежду на первое время. «Главное тогда было устроить Полину, которой уже исполнилось пять лет, первый детский сад, в специализированную группу, чтобы с ней начали заниматься педагоги, - рассказывает мама Нина Михайловна, - потому что мы два года потеряли, пока устанавливали диагноз».
По словам мамы, местный невролог успокаивал ее – израстется, мол, не переживай. Но ничего не «израсталось», а наоборот – усиливалось. Полинка не смотрела в глаза, убегала, размахивала руками и ногами, устраивала истерики. В садике, в Онеге, на нее жаловались: горшком не пользуется, ничего не ест, детей избегает – весь день сидит в уголке книжку перелистывает.
- Я видела, конечно, что не так она развивается, как старшие мои дети, подозревала, что у Полины может быть аутистическое расстройство, в интернете читала про него, а верить не хотелось, - вздыхает Нина Михайловна. – Но когда я показала Полину другому неврологу, и она сразу определила, что с ребенком не так, я поняла, что надо срочно действовать. Хорошо, у меня сестра в Мирном живет – она нас на первое время и приютила.
Специалисты первого детского сада, куда Полину сразу взяли, подсказали маме оформить ребенку инвалидность. Чтобы было, где жить, Нина Михайловна устроилась дворником в МЖКК – сначала дали общежитие, потом квартиру по договору краткосрочного найма. Несколько лет в детском саду Полинка занималась с дефектологом, логопедом и психологом, приобретая те навыки, которые самостоятельно ребенок с аутизмом освоить не может. И вот 1 сентября 2018 года, вслед за сестрой и братом, она стала ученицей четвертой школы.
Класс у Полишки – самый обычный. Вместе со всеми ребятами она посещает уроки физкультуры, музыки, технологии, ИЗО, а русским, математикой и чтением педагоги занимаются с ней индивидуально. Полина делает успехи. Некоторые дети с аутизмом совсем не говорят, а у Полины речь развивается, она умеет читать и даже почти справляется с правописанием. По словам мамы, Полину в классе любят. Никто не обращает особого внимания на ее «странности» - наоборот дети заботятся о ней, помогают, чувствуя ответственность за нее.
Конечно, расстройства аутистического спектра имеют различные формы вплоть до очень тяжелых. Поэтому можно сказать, что с Полинкой ее семье повезло. Общества она не боится, ведет себя раскованно, на всех праздниках Полина впереди всех – и пляшет, и поет. Кстати, музыкальные способности у нее явно выше среднего. У Полины замечательный слух – на игрушечном пианино она точно подбирает мелодию песен. Поэтому заниматься музыкой ей обязательно надо – найдется ли только педагог, который возьмется за обучение особенного ребенка и вложит в это душу?.. А то, что Полина умеет удивлять – это совершенно бесспорно.
К примеру, никто не учит ее иностранным языкам – она изучает их сама. По учебникам сестры и брата, по мультикам, роликам, видеоурокам в интернете, да бог знает как еще. Ни от кого дома Полишка английскую речь не слышит, а сама выдает – причем, произношение у нее, как у заправского англичанина. Впрочем, привлекает ее не только язык Шекспира, но и франзузский и даже китайский! Каким образом она осваивает последний – тут уж вообще мама только руками разводит.
Во многом другом Полина – обычный ребенок. Очень привязана к своей семье и всегда переживает, когда дома кого-то нет. Обожает играть с игрушками-лошадками (My little Pony) и с Минни Маус, разыгрывать сказки по ролям. Любит рисовать радугу и наблюдать за дождем. В то же время по понятным причинам за ней нужен постоянный присмотр, уход и контроль. Ребенка с аутизмом нелегко научить элементарным правилам безопасности, но даже если удастся, поведение его все равно остается непредсказуемым.
- К сожалению, часто приходится сталкиваться с непониманием окружающих серьезности этой проблемы, - констатирует Нина Михайловна. – Но мы все равно оптимисты и, что называется, с улыбкой чеширского кота идем только вперед. Мамы особенных детей очень сильные. Все выдержат, все преграды преодолеют. Потому что - кто, если не мы? Главное, не стыдиться своего ребенка, любить и принимать его таким, какой он есть – удивительный и необычный.
Татьяна Демченко