Пленэр – слово французское и означает живопись при естественном свете и в естественных условиях. Для учащихся и преподавателей художественного отделения ДШИ пленэр – учебная практика, а еще - это возможность применить все знания и умения, которые были получены в учебных классах на уроках по живописи, рисунку, станковой композиции.
Деревня Семеново
28 учащихся из 6-го и 8-го классов в сентябре побывали на пленэре в деревне Семеново Плесецкого района. Как считает преподаватель художественного отделения М.М. Чудайкина, выбор места пленэра не случаен – хочется показать детям красоту их малой Родины. Не увидев, не осознав родного, близкого, сложно понять далекое, вселенское.
Приехав утром в деревню, преподаватели предложили детям прогуляться по деревне и выбрать понравившийся мотив.
- Мы внутри пейзажа. Его можно писать с любой точки. Главное, чтобы то, что вы будете писать, вам нравилось, - напутствовала учеников Мария Михайловна Чудайкина.
Задание было понятно и не казалось сложным, так как приемы построения объектов и работы акварелью были хорошо отработаны в классах. Дети расположились так, как им было удобно, и начали писать акварелью. Преподаватели советовали, помогали и направляли старания юных художников.
- Художники не ставят цели срисовать конкретный объект. Это неинтересно. С этим успешно справится фотоаппарат. Остановить, словно поймать, мгновение изменчивого мира, а главное, показать свое отношение в работе к изображаемому пейзажу, - вот основные задачи работы на пленэре, - объясняет своим ученикам Оксана Юрьевна Христосова.
Несмотря на то, что сентябрьский ветер бросался осеннею листвой, у наших художников сразу сложились дружеские отношения с окружающим пейзажем. Вокруг было так много необыкновенной, удивительной красоты: осенних деревьев, деревенских домиков и колодцев, реки Моша, ее красивых берегов - и всё это великолепие на фоне постоянно меняющегося неба. Этим невозможно было не восхищаться!
- На пленэре работать интересно, но довольно сложно, - говорит ученик выпускного класса Даниил Полозов. - Начал писать деревья, освещенные солнцем, а набежавшее облачко моментально изменило цвет всех предметов. Вот и размышляю. Менять цвет в работе или ждать, пока выйдет солнышко? А может, оставлю как есть...
Ученица этого же класса Корнеева Снежана считает, что работа на пленэре это не только очень интересно, но еще и важно, так как она учит моментально схватывать состояния природы, ловить напряжение тонового ритма. С каким вдохновением она писала акварелью! Поэтому и этюд у нее получился легким, наполненным осенним светом и нежными красками осени, прохладой легкого ветерка.
Выполнив этюды акварелью, дети старалась сделать как можно больше зарисовок и эскизов. В их папках есть зарисовки маленьких деревенских окошечек, колодца, покосившегося крылечка, деревенской лавочки у дома, поленницы дров, осенней травы, даже навесного амбарного замка. Юные художники считают, что весь наработанный материал им пригодится в работах на уроках станковой композиции.
- Работая на пленэре, мы должны быть более наблюдательными. Когда всё быстро меняется, по-другому начинаешь относиться к натуре, да и работать стараемся быстрее, чем в классе. Хочется запомнить и сделать больше! – делятся своими впечатлениями ученицы 6 класса Дарья Кривоногова и Ольга Кожевникова.
Интерес к творчеству наших художников проявляли и деревенские жители: подходили, заинтересованно рассматривали работы, восторгались творчеством и даже выражали желание приобрести работы детей.
А потом была еще одна деревенька – Зиново. Там наши художники смогли увидеть, порисовать и написать акварелью часовни. Одна из часовен – совсем разрушенная временем и, наверное, людьми, а другая - новая, недавно возведенная жителями деревни.
- В этих двух часовнях, старых домах, утопающих в кружевах листвы осенних рябин, есть что-то очень трогательное, родное, то, к чему нельзя остаться равнодушными, - поделились своими размышлениями со мной ученицы 8 класса Соня Барагина и Настя Каплина.
Перед учащимися стояла очень непростая задача - передать образ северной деревеньки средствами, которыми они владеют: прозрачностью акварели, серебром карандаша. Анализируя созданные работы, преподаватели отметили, что с заданиями все успешно справились. Индивидуально каждый получил совет, как ему развивать свой талант. Уезжая в Мирный, юные художники еще раз убедились, что пейзаж – это неиссякаемый источник творческих идей. Важно научиться видеть, выбирать, получать творческий импульс от зрительных образов её величества Природы.
Соловецкие острова
Если подопечные М.М. Чудайкиной и О.Ю. Христосовой ездили недалеко, в соседствующий с нашим городом Плесецкий район, то ученики преподавателя А.И. Калигина рванули за новыми впечатлениями аж на Соловецкие острова и не на день-два, а на целую неделю!
Ребята на себе испытали трудный путь паломников: автобусы, поезда, теплоход, перевальные базы, трехэтажные нары. Но все неудобства перенесли стойко. Главное – юные художники побывали в красивейшем уголке Русского Севера, познакомились с удивительной историей становления и развития одного из важнейших центров духовной жизни русского народа с 16 века до наших дней – Соловецкого монастыря.
Во время поездки ребята общались с жителями острова, гостями, в том числе из других государств, стремящимися познать истоки «загадочной русской души», с монахами и монахинями – людьми, посвятившими себя Богу.
Результатами поездки стали этюды и рисунки, которые впоследствии выльются в творческие работы по композиции.
От лица участников поездки хочется поблагодарить всех, кто способствовал ее осуществлению: родителей детей, руководство школы, и, особенно, отца Артемия, настоятеля мирнинского храма.
Малые Корелы
Учащихся из 2-б и 6-а классов их преподаватели О. Ю. Христосова и А.Ю. Авдошина тоже вывозили на пленэр – в областной центр. Им посчастливилось побывать в музее «Малые Корелы» - уникальном собрании памятников деревянного зодчества под открытым небом.
- Мы рисовали церкви, часовни, мельницы, крестьянские усадьбы, - рассказывает ученица 2-б класса Диляра Валинурова. – Для меня было неожиданно, что в натуральную величину архитектура XVI века такая большая, ведь на картинках и фотографиях не ощущается такого величия, поэтому было трудно компоновать эти сооружения на листе…
Анастасия Авдошина:
- Действительно, перед ребятами стояла непростая задача, ведь рисование с натуры - это нечто иное, чем рисование по памяти или воображению. На пленэре возникают всякие трудности: ветер, освещение и сама природа быстро меняются. Думаю, для многих работа на пленэре открыла немало нового, позволила лучше познать себя, свои возможности. И пленэрные работы удались! Ребята закрепили освоенные ранее материалы и технические приемы (карандаш, уголь, сангина, пастель, акварель и т.д.). Этюды и зарисовки получились разнообразные, интересные, яркие.
Все три поездки, которые совершили учащиеся художественного отделения ДШИ, оказались очень плодотворными. В результате родилась интересная выставка пленэрных работ, которая работает в фойе ДШИ. Как говорится, спешите видеть!
Ольга Шарабанова,
Марианна Калигина,
Анастасия Авдошина,
преподаватели художественного отделения ДШИ