История одной семьи: сквозь гонения и войну » Официальный сайт городского округа Архангельской области «Мирный»
 
Старая версия сайта доступна по адресу www.old.mirniy.ru. Поддержка старой версии не производится. Администрация сайта.
Вы не авторизованы на сайте
 
 



Мирный Архангельской области » Пресс-служба » Статьи » История одной семьи: сквозь гонения и войну



История одной семьи: сквозь гонения и войну

Опубликовано: 19-03-2013, 09:49

История одной семьи: сквозь гонения и войнуСемья Валентины Гавриловны Задонских (в девичестве Антошкиной) не имеет корней на Севере и все же похожа на судьбы многих семей, обосновавшихся здесь не по своей воле. Репрессии 30-х годов обездолили миллионы, лишив людей крова, малой Родины, соседского расположения и надежды когда-либо вернуться обратно. По планам ОГПУ в Северный край было запланировано выслать 70 тыс. семей

Всего за 1930—1931 годы, как указано в справке Отдела по спецпереселенцам ГУЛАГа ОГПУ, было отправлено на спецпоселение 381 026 семей общей численностью 1 803 392 человека. За 1932—1940 гг. в спецпоселения прибыло ещё 489 822 раскулаченных.

Раскулаченные

Ещё там, на родной самарской земле, страшное клеймо «кулаки» довело когда-то добропорядочных односельчан до безумия – при выселении была забита камнями одна из сестёр. Маленькой Вале было тогда 5 лет. Выселили всю семью, включая бабушку с дедушкой, отца, мать и четверых детей. И повезли их тряские, грязные вагоны в никуда, в суровые негостеприимные края…

Вот что пишет о тех временах в своей книге «Земля Плесецкая» Николай Александрович Макаров: В 1929 году стали прибывать в Плесецкий район на спецпоселение (трудопоселение) первые партии крестьян, так называемых кулаков и подкулачников. Многие уголки нашего района осваивали именно они – спецпереселенцы. Как правило, такие поселки формировались из партии ссыльных, направляемых из одного места.

По приезду сбылись самые плохие предчувствия - предстояло жить в длинных неуютных бараках, спать на нарах, греться у еле теплившейся чугунной печурки. Лишенные имущества и гражданских прав они работали до упаду, но жили впроголодь. Клеймо «враг народа» висело даже на малых детях, единственный учебник в школе им доставался в последнюю очередь, порой их демонстративно не кормили, бросая в лицо обидное: «А за что?!». К репрессированным в те года относились с недоверием, часто унижали, особенно представители крестьянской бедноты. Кто-то просто побаивался быть причастным к спецпоселенцам. А ведь всего-то и было в составе их преступления - работящие руки и умение крепко стоять на ногах.

В семье работали все, кто мог. Валентине Гавриловне пришлось пойти работать в совсем юном возрасте. Работала в Шелексе на строительстве аэродрома, потом на лесозаготовках, как и отец. Много ли, мало ли лет, а норму по вывозке леса выполнить была должна. Так и прошли в неустанном и непосильном труде все эти годы, а детство пролетело мимо…

Война

22 июня 1941 года… Воскресный номер «Плесецкого лесоруба» открывала передовая статья о летнем отдыхе детей. Информации рассказывали о мирном труде северян. Давал лес стране передовой тогда Глубоковский лесопункт, соревновались сплавщики Кямы и Илексы, действовали комсоды… А днём… Днем радио принесло черную весть: началась война… читаем мы в той же книге Н.А. Макарова.

«Я ещё в школе училась, приходим со школы, а нам говорят – война началась. Мы и не поняли сразу, какая такая война», - с волнением рассказывает Валентина Гавриловна. Здесь в гостях у неё сидят сейчас два поколения той раскулаченной семьи – сама Валентина Гавриловна, её младшая сестра Алевтина Гавриловна Горшкова, родившаяся именно в 1941 году и дочь Валентины Гавриловны Людмила. «Досталось Вале, конечно, - вздыхает Алевтина Гавриловна, - трудная у неё жизнь была, очень трудная». И всё же удивительно, что, несмотря на все перенесённые тяготы и лишения, несправедливое осуждение, в сердцах этих женщин не затаилась обида. Их лица открыты и просты, а сердца полны доброты и дружелюбия. Особенно чувствуется это, когда они рассказывают о своей семье, отце и матери, брате, которых до последнего дня холили и лелеяли. «Семья у нас была очень дружная, - продолжает Алевтина Гавриловна, - только благодаря этому и выжили. Каждый кусочек делили на всех, любили друг друга, у нас всегда было весело, несмотря ни на что. Это нас и спасло».

После первых вестей о войне началась мобилизация, мужчины один за другим покидали своих близких, уходя на фронт. Отца Валентины Гавриловны на фронт не взяли, он работал на важном производстве – на лесозаготовках, и у него была бронь. А вот брат был призван и почти всю войну провоевал под Ленинградом, получил серьёзное ранение головы.

Первый порыв 17-летней девчушки – уйти на фронт добровольцем. Но судьба в лице военкома вмешалась, и она была отправлена в госпиталь.

Из книги Н.А. Макарова:

2 сентября 1942 года в Плесецке, в 4 двухэтажных зданиях по улице Партизанской, был размещен ЭГ№1771 (на 600 коек). Госпиталь был сформирован 23-30 июня в 1941 года в г. Сумы Украинской СССР на 800 коек, в составе 37 врачей, 22 человек среднего медицинского персонала и др. 17 сентября 1941 года госпиталь на 600 коек разместился в Архангельске, в гостинице «Интурист».

После начала бомбежек Архангельска Сумской эвакогоспиталь был эвакуирован в Плесецкую больницу. Работать приходилось за двоих. Самое тяжелое – прибытие эшелона с ранеными. Ждали эшелон и день, и ночь, порой работали круглыми сутками, чтобы в кратчайшие сроки выгрузить и доставить в госпиталь раненых. Валентина была и санитаркой, и сестрой-хозяйкой, училась сестринским манипуляциям, сопровождала раненых в Кемь, Мурманск, Новосибирск. Среди обслуживающего персонала госпиталя почти не было мужчин, поэтому заготовка дров, топка титанов, уход за бойцами, переноска раненых на носилках с поездов до госпиталя, уборка помещений - все это ложилось на плечи санитарок. А в перерывах между делами успевали почитать раненым сводки с фронта, письма из дома, побеседовать, спеть для них песни.

И так четыре года. Всё это на фоне постоянного голода. По словам Валентины Гавриловны, было так голодно, что даже крапивы и другой травы на всех не хватало. Гнилая картофелина, запеченая в золе, казалась вкуснейшим блюдом. Ведь в те года всё отдавали на фронт – молоко, масло, мясо, картошку. Если ты имел скотину и участок, то обязан был сдавать продукты государству.

Там же в госпитале Валентина Гавриловна познакомилась со своим будущим мужем, который лечился после ранения. Кадровый офицер Николай Николаевич Задонских начал службу ещё до войны. После начала военных действий воевал на Карельском фронте, потом был переброшен на 3 Украинский фронт под командование маршала Советского Союза Толбухина. Сражался в битве за Днепр, участвовал в освобождении Молдавии, Болгарии, Югославии, Сербии, Венгрии. Закончил войну в Австрии. Был награжден множеством орденов и медалей.

Мир потомкам

Каким-то чудом судьба хоть и била, но хранила эту крепкую семью. Сестры Валентины Гавриловны - Горшкова Алевтина Гавриловна, Емельяненко Антонина Гавриловна и Плетнева Галина Гавриловна - живут сейчас в Мирном. До сих пор они не перестают поддерживать друг друга. Восемнадцать лет назад Валентина Гавриловна потеряла мужа, но не осталась в одиночестве. Внуки и правнуки, дочь и сёстры не забывают её, окружая заботой и вниманием. Внуки – это особая гордость, все они выросли на загляденье добрыми и порядочными людьми, такими же, как их труженица бабушка.

Лилия Хлебникова

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!


Версия для слабовидящих



Административные барьеры, препятствующие развитию бизнеса




 
 
 Город и люди
О городе
Предприятия города
Совет молодежи Общественные организации
Жизнь города Справочная информация
 
 
ГО «Мирный» © 2005-2023 гг. 164170, г. Мирный, Архангельская обл., ул. Ленина, 33.
При использовании материалов ссылка обязательна. Для замечаний и предложений.
Яндекс.Метрика