РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В МИРНОМ СЛЫШАТ » Официальный сайт городского округа Архангельской области «Мирный»
 
Старая версия сайта доступна по адресу www.old.mirniy.ru. Поддержка старой версии не производится. Администрация сайта.
Вы не авторизованы на сайте
 
 



Мирный Архангельской области » Пресс-служба » Статьи » РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В МИРНОМ СЛЫШАТ



РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В МИРНОМ СЛЫШАТ

Опубликовано: 18-10-2012, 11:48

РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В МИРНОМ СЛЫШАТИ не только слышат, но и стараются по мере сил и возможностей решить те их проблемы, которые многие годы в России не решались

9 октября в Мирном побывал председатель Союза общественных организаций инвалидов Архангельской области Николай Мякшин. Прежде всего его интересовало, как в нашем городе обстоят дела с образованием «особенных» детей. Именно эта тема больше всего беспокоит созданную чуть больше года назад мирнинскую общественную организацию «Радуга», которая поставила перед собой задачу отстаивать права родителей, имеющих детей-инвалидов и инвалидов с детства

Визит Николая Мякшина был приурочен к организованной администрацией города встрече жителей Мирного, воспитывающих детей-инвалидов, с представителями всех ведомств и структур, в компетенции которых находятся этот и другие волнующие родителей вопросы. Собрание, открытое главой города Юрием Сергеевым, состоялось в ДШИ и затянулось почти на 3 часа, что само по себе свидетельствует о важности диалога – причем, для обеих сторон.

А перед встречей руководство города предоставило Николаю Мякшину возможность посетить наши учебные заведения, поговорить со специалистами и своими глазами увидеть, как в Мирном относятся к «особенным» детям. Ведь только так, а не с чужих слов, можно составить для себя более-менее объективную картину.

ПРЕЦЕДЕНТ СОЗДАН

Понять родителей детей с инвалидностью просто – если ребенок вовремя не попадает в руки специалистов (педагогов, дефектологов, психологов), то чем старше он становится, тем меньше остается шансов, что его можно чему-то научить, как-то адаптировать к окружающей действительности, социализировать. Время, действительно, играет против таких детей.

Тем не менее, нельзя говорить, что ситуация в Мирном безнадежна и бесперспективна. Откровенно радует Николая Мякшина тот факт, что с 1 сентября в школе № 3 открылись два класса для детей с разной степенью умственной отсталости. Всего в оба класса зачислено 12 учеников. Прошло не так много времени с начала года, но родители считают, что польза от обучения, собственно говоря, элементарным, но таким необходимым навыкам обязательно будет. Во всяком случае, свидетельствуют родители, дети ходят заниматься в школу с желанием. Во многом благодаря молодым перспективным педагогам со специальным образованием, которые приняты в коллектив школы № 3. По словам директора Любови Левченко, девушки работают с большой отдачей.

- Проблема только в том, что если для класса так называемого VIII вида существуют и нормативные документы, и методическая литература, то по второму нашему классу – для детей с глубокой умственной отсталостью – почти никаких положений, рекомендаций нет. Да и самих прецедентов обучения таких детей найти сложно, - сказала Любовь Петровна.

Председатель Союза общественных организаций инвалидов Архангельской области Николай Мякшин признал, что мирнинское образование в этом деле, действительно, первопроходец, и что наш бесценный опыт обязательно будет востребован.

Перспективы в сфере обучения и реабилитации детей-инвалидов администрация города связывает со строительством школы в новом микрорайоне. По словам начальника отдела образования Михаила Зозули, планируется создать там, по-настоящему, доступную среду не только для тех, кто самостоятельно передвигается, но и для тех, кто лишен такой возможности. К сожалению, в существующих школах, хотя и оснащенных теперь пандусами, создать условия для таких детей до конца не получится. Если даже инвалид-колясочник заедет в школу, передвигаться по этажам он не сможет – установить в зданиях подъемники, не нарушив те же противопожарные нормы, нельзя.

А пока в Мирном наблюдается стойкая тенденция перехода от домашнего «затворничества» сложных или, как их раньше называли, необучаемых детей к их «коллективизации». Второй учебный год начался для специального коррекционного класса в школе № 12, где с детьми работает не только учитель, он же дефектолог, но и психолог, и логопед. В классе чуть больше 10 учеников, поэтому специалисты уделяют каждому много внимания. В этом году такой же класс принял своих первых учеников в четвертой школе. Задача коррекционных классов – за 4 года помочь ребенку, имеющему трудности с обучением, раскрыть свои способности, подтолкнуть его по какой-то причине застопорившееся развитие, чтобы затем он смог перейти в обычный класс и продолжал учиться наравне с остальными.

МЕЖДУ ДВУХ ОГНЕЙ

РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В МИРНОМ СЛЫШАТЧто касается дошкольного обучения детей, у которых есть проблемы со здоровьем, то ситуация в Мирном такова. В 2002 году в детском саду № 1, расположенном в самой середине города, открылась первая логопедическая группа. Прошло десять лет, и что мы видим? Из комбинированного садик, по сути, превратился в специальный. Сегодня там нет детей, так сказать, совершенно здоровых. В девяти группах обучаются ребятишки или с нарушениями речи, или с задержкой психического развития. Среди них 5 инвалидов.

Это немного, но надо понимать, что возможность, так сказать, стационарного образования для таких детей определяется, во-первых, решением областной психолого-медико-педагогической комиссии (ведь с некоторыми заболеваниями заниматься в коллективе просто противопоказано), а во-вторых, наличием соответствующих условий.

Хотя Мирный находится далеко не на последнем месте среди муниципальных образований по уровню обеспеченности дошкольников местами в детских садах (для детей с 3-х лет очереди уже нет), это достижение дается непросто. Группы забиты, что называется, под завязку. Численность же спецгрупп для инвалидов (если их создавать) должна быть небольшой. Где взять свободные помещения? Опять кого-то из здоровых детей поставить в очередь на детский сад? Но прокуратура в этом вопросе не дремлет – тут же обращается в суд, защищая право граждан России на доступное образование.

РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В МИРНОМ СЛЫШАТС другой стороны, и права инвалидов стражи закона блюдут исправно. Вот только городская власть тут оказывается в ситуации, когда «всем мил не будешь» - проще говоря, мечется меж двух огней…

- Выход мы видим в строительстве нового детского сада на 280 мест, - сообщил начальник городского управления социальной политики и здравоохранения Сергей Мельников. - Он сегодня заложен в новом микрорайоне и в течение следующего года будет возводиться. Уже сейчас решено, что в это новое здание переедет детский сад № 1. Помимо существующих «специальных» групп, в нем будут и обычные группы – для здоровых детей, которые станут жить в этом районе. Но главное, что мы собираемся открыть в нем группу присмотра и ухода за детьми с тяжелыми патологиями, а также диагностическую группу для раннего возраста. Для того, чтобы осуществить эти планы, необходимо будет сократить реальное количество мест в детском саду. И мы собираемся на это пойти.

- Однако нельзя сказать, что сегодня мы сидим сложа руки и ждем новых помещений, - считает ведущий специалист отдела образования Лариса Олейникова. – Дети-инвалиды, если их родители действительно желают помощи и обращаются за ней, не остаются без психолого-педагогического сопровождения. Существует такая форма работы с детьми, как лекотека. Дефектолог, логопед и психолог проводят с ними индивидуальные занятия с использованием различного игрового оборудования – или на базе первого детского сада, или посещая больного ребенка дома.

Некоторые родители, как выяснилось на собрании в ДШИ, предвзято относятся к лекотеке, почему-то считая, что с детьми на ней «просто играют». Это, мол, несерьезно. И совершенно напрасно, говорят специалисты. Ведь именно через игру ребенок познает мир и развивается. Такая форма познания привлекательна и для здорового ребенка. А для больного это, порой, единственно приемлемый способ чему-то научиться.

Татьяна Рогова,
пресс-служба главы Мирного

- ПРЯМАЯ РЕЧЬ -

Николай Мякшин, председатель Союза общественных организаций инвалидов Архангельской области:

- Благодарю руководство города за приглашение и предоставленную возможность посетить образовательные учреждения, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, а также встретиться с родителями и специалистами.

Впечатление от поездки и встреч положительное. Несмотря на существующие сложности и недопонимание в некоторых вопросах как со стороны чиновников, так и со стороны родителей, та и другая сторона стремились выйти на конструктивные решение в интересах детей. А это самое главное! Значит те проблемы, которые есть сегодня, будут решены!

Что касается дня сегодняшнего, неоспорим факт, что администрация Мирного стремится обеспечить детей с ограниченными возможностями здоровья и с «легкими» видами инвалидности доступным образованием – как в дошкольных учреждениях, так и в общеобразовательных школах. Существующая же десятилетиями проблема получения образовательных услуг детьми с множественными и ментальными нарушениями нашла разрешение только в последние полтора месяца – когда в школе № 3 открылись классы 8 вида. Проблема предоставления образовательных услуг детям-инвалидам в дошкольных учреждениях пока не решена. Предлагаемая форма (инструментарий) «Лекотека» не может по своему функционалу решить проблемы образования и реабилитации детей с множественными нарушениями в домашних условиях.

Город Мирный имеет высокий потенциал в организационном, финансовом и ином обеспечении при решении вопросов, которые относятся к полномочиям муниципалитета. И если сравнивать созданные здесь условия доступности образования для детей с инвалидностью с условиями в других муниципальных образованиях, то ситуация в Мирном не хуже (лучше!), чем у других, кроме, пожалуй, Архангельска и Северодвинска.

Но для звездной гавани России такая ситуация не может быть оптимальной. Мирный должен и может стать городом с полной доступностью образовательных услуг для всех без исключения. Что мешает? По моему мнению, в управлении сферой образования в Мирном, по всей вероятности, преобладает «технический» подход над «гуманитарным», а это не позволяет своевременно откликаться на запросы жителей и внедрять новые формы и условия доступности образования, в т.ч. для детей с инвалидностью.

- ЛЬГОТ МНОГО – ПРЕПОН ЕЩЕ БОЛЬШЕ -

На собрании были высказаны жалобы родителей на отсутствие в городе узких врачей специалистов.

Светлана Васина:

- У нас 80 процентов детей с нарушениями зрения. И при этом нет детского офтальмолога. На коррекцию зрения приходится ездить в Архангельск и там жить по 10 дней. Такая поездка с ребенком-инвалидом – просто мука.

По словам начальника Мирнинской центральной городской больницы Владимира Шарыпова, в этом году учреждение пополнилось девятью молодыми специалистами, но врач из них всего один. «К сожалению, те способы материальной стимуляции выпускников вузов, которые сегодня существуют, к Мирному не применимы. Мы не считаемся сельской местностью, не относимся к району – поэтому к нам никто и не едет», - сказал он.

Тем не менее, вопрос необходимо срочно как-то решать. Родители попросили главного врача и администрацию города постараться сделать так, чтобы такие нужные детям врачи хотя бы периодически посещали наш город.

Из выступлений специалистов по социальной защите населения, фонда социального страхования и пенсионного фонда стало понятно, что различных льгот, форм социальной поддержки детей-инвалидов и их родителей немало. В то же время, по свидетельству присутствовавших на собрании людей, получить их бывает очень сложно. Слишком много условий и препятствий - нормативных, административных, организационных. Например, не всегда инвалидам удается реализовать свои права на бесплатные лекарства или санаторно-курортное лечение. Чтобы добиться чего-либо, их родственникам приходиться порой обежать десяток кабинетов.

Начальник городского управления социальной политики и здравоохранения Сергей Мельников призвал всех ответственных лиц внимательнее относиться к проблемам людей с ограниченными возможностями и всемерно стараться облегчить их непростую жизнь. Также он пригласил родителей детей-инвалидов на индивидуальные встречи в администрацию – чтобы как можно скорее вместе найти выход из тех ситуаций, из которых они привыкли не видеть выхода.

- ДЛЯ СВЕДЕНИЯ -

Муниципальная долгосрочная программа «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» постоянно развивается. В нее каждый год вносятся изменения, отвечающие требованиям времени.

Так, вот уже 2 года, благодаря предусмотренным в программе средствам, областная психолого-медико-педагогическая комиссия приезжает в Мирный и работает на базе детского сада № 1 – родители избавлены от необходимости возить детей-инвалидов на комиссию в Архангельск.

Программой предусмотрены создание и развитие коррекционных классов в школах, обеспечение детей бесплатным питанием, компенсации затрат на приобретение лекарственных препаратов, на установку общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов и другая помощь.

Также в программу ежегодно закладываются средства на обучение специалистов (дефектологов, психологов, логопедов). Таких специалистов на сегодняшний момент, согласно данным отдела образования, в Мирном 54 человека.

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!


Версия для слабовидящих



Административные барьеры, препятствующие развитию бизнеса




 
 
 Город и люди
О городе
Предприятия города
Совет молодежи Общественные организации
Жизнь города Справочная информация
 
 
ГО «Мирный» © 2005-2023 гг. 164170, г. Мирный, Архангельская обл., ул. Ленина, 33.
При использовании материалов ссылка обязательна. Для замечаний и предложений.
Яндекс.Метрика