Начальник дорожного участка Александр ПарфеновЧто ни говори, а по части уборки дорог в зимний период Мирный выгодно отличается от многих городов. Снегоуборочная техника МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» не гость на наших дорогах, она работает на них ежедневно с 6 утра до 6 вечера без перерывов и выходных. Хотя, как говорится, совершенству нет предела, и придраться всегда есть к чему
Нарекания у автомобилистов вызывают образовавшаяся на проезжей части колея, гололед, снежные валы по краю дорог и на углах перекрестков, когда обзор ограничен, и пешеходы или машины становятся порой большой неожиданностью для водителя. Однако несправедливо было бы говорить, что со всеми этими неприятностями в городе не борются.
Специалисты отдела жилищно-коммунального хозяйства Управления строительства и городского хозяйства администрации Мирного следят за тем, чтобы от снега и льда дорожники чистили не только проезжую часть, но и тротуары, внутриквартальные проезды, территории автобусных остановок – в общем, все согласно ГОСТу. Регулярно убирается снег с центральной площади, с подъездов к газовому хозяйству, чистится дорога к полигону твердых бытовых отходов.
«Если при чистке дороги образуется снежный гребень или вал, дорожники обязаны его срезать, чтобы с тротуара можно было спокойно, не преодолевая глыбы снега, выйти на проезжую часть, - отметила ведущий специалист отдела ЖКХ Ольга Ярыгина. - Особенно это актуально для женщин с колясками или санками».
В качестве противогололедного средства в Мирном традиционно используется песчано-гравийная смесь. По мнению начальника дорожного участка МУП «ЖЭУ» Александра Парфенова, переход с песка на более действенное средство, которое бы позволило уменьшить количество наледи на дорогах, давно назрел.
«Погода в этом году выдалась не совсем традиционная для наших мест, а при температуре от 0 до минус 5 градусов колеса автомобилей нагреваются, снежок подтаивает, брызги отлетают с покрышек в межколесное пространство, оседают и тут же замерзают. Вот тебе и колея, - объяснил Александр Иванович. - Техникой, которая у нас имеется, мы срезать наледь начисто не можем. Грейдерами скребем, срезаем бугры и шишки, но толку все равно мало».
По словам Александра Парфенова, какие реагенты применять и в каком количестве МУП «ЖЭУ» определяет заказчик – то есть администрация Мирного. В свою очередь, начальник отдела ЖКХ Ирина Щерба рассказала, что вопрос о химических реагентах поднимается каждый год, но, так как он очень неоднозначный, пока чаша весов в пользу химии не склоняется. Во-первых, реагент все-таки очень вреден для экологии, от него портятся автомобили, обувь, он разъедает даже асфальт. А во-вторых, использование солей влетает в копеечку. Именно поэтому довольно часто в том же Архангельске, например, можно наблюдать на дорогах грязную снежную «кашу», под которой подчас скрывается коварный лед, – реагент разрыхлил верхний слой, а своевременно убрать с дорог эту кашу, видимо, не всегда хватает материальных, людских или еще каких-то ресурсов.
Работу МУП «ЖЭУ», с которым у администрации подписано соглашение о предоставлении предприятию субсидии из городского бюджета на возмещение затрат, связанных с содержанием и ремонтом дорог, Ирина Щерба оценивает как удовлетворительную, считая, что образование колеи при своевременных действиях все-таки можно было избежать. Но тут же и оправдывает предприятие: «Нельзя сказать, что средств на содержание дорог выделяется мало, но, положа руку на сердце, чтобы довести их до нормативного состояния, денег необходимо больше».
Однако прогресс в этом плане есть. Если в 2011 году на содержание дорог было отпущено 23,6 млн. рублей, то в этом 34,9 млн. рублей.
«Все зависит от возможностей принимаемого на год бюджета, - прокомментировал ситуацию глава Мирного, председатель городского Совета депутатов Юрий Сергеев. – Депутаты прекрасно понимают, что городу, его благоустройству необходимо уделять много внимания и, по мере возможности, стараются выделять на это больше средств».
Обновляется понемногу и парк спецмашин МУП «ЖЭУ». Так, в 2010 году за счет средств Федеральной целевой программы для предприятия закупили 5 единиц новой снегоуборочной техники. Однако есть в муниципальном предприятии и старые машины, срок эксплуатации которых перевалил за 10 лет. Всего на зимних дорогах Мирного работают около 20 единиц различной техники. Этого количества дорожникам хватает, а вот с людьми, без которых техника не двинется с места, существуют некоторые проблемы.
«Штатная численность дорожного участка, - рассказал его начальник Александр Парфенов, - 58 человек, а в наличии у нас чуть больше сорока. Не хватает дорожных рабочих, машинистов спецмашин. К сожалению, зарплата у нас невелика, поэтому и привлечь работников сложно».
Еще больше, чем недостаток средств и персонала, мешают мирнинским зимним дорогам стать идеальными… сами миряне, заядлые автомобилисты. Иметь машину престижно, но ездить на ней постоянно в маленьком городе необходимости нет. Зимой и подавно многие горожане не заводят своих железных коней. Вот и стоят машины, обрастая снегом, по обеим сторонам и без того не слишком широких проезжих частей.
«Эти «подснежники» очень мешают нашей работе, - посетовал в беседе с нами работник МУП «ЖЭУ» машинист трактора Юрий Горбунов. – Взять Ломоносова, Гагарина, Неделина, Овчинникова, Чайковского, Пушкина – да любую улицу, нигде нельзя нормально почистить дорогу. А во дворах вообще караул – многие машинисты вообще отказываются туда соваться. Заденешь ненароком какую-нибудь иномарку и тут же получишь судебный иск.
Раньше мы писали и вешали на «дворники» мешающих машин уведомления о том, что в такое-то время будем чистить этот участок дороги, просили убрать на это время транспорт, но на сознательность наших граждан эти записки практически не влияли», - с сожалением добавил Александр Парфенов.
Проблема «подснежников» и вообще стоянки машин на проезжей части существует не только в Мирном. В некоторых городах власти решаются бороться с ней радикальными мерами, но всегда эти меры натыкаются на возмущение и яростное сопротивление автовладельцев, которые резонно кивают на отсутствие достаточного количества оборудованных стоянок. Когда наши города строились, никто и представить себе не мог, что машин станет так много…
И все-таки надо искать выход из любой ситуации. Администрация и городской Совет такие шаги предпринимают – план развития города предусматривает и строительство стоянок, и реконструкцию дорог с расширением проезжей части. Кстати, многие миряне воспользовались предложением взять в аренду участок земли и оборудовать на нем стоянку для своего автомобиля самостоятельно. Почему бы остальным не последовать их примеру? Еще один выход для нелюбителей зимней езды – купить гараж и там хранить свое сокровище.
НА ДОРОГАХ МИРНОГО РАБОТАЮТ:
• Автогрейдеров – 3 единицы
• Тракторов с бульдозерным отвалом (на базе трактора «Беларусь») – 6 единиц
• Самосвалов «КАМАЗ» - 4 единицы
• Снегопогрузчиков – 2 единицы
• Многофункциональных погрузчиков-экскаваторов «Venieri» (пр-во Италия) – 2 единицы
• Машин комбинированных дорожных для посыпки песком – 2 единицы
Татьяна РОГОВА