Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2021 года № 841 утверждены Правила маркировки упакованной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении упакованной воды.
Маркировка стала обязательной для категории «минеральная вода» c 1 декабря 2021 года.
Маркировка становится обязательной для прочих категорий питьевой воды c 1 марта 2022 года. Производители и импортеры любой категории упакованной воды (ТН ВЭД 2201, в том числе 2201 90 000 0, ОКПД2 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140) к этой дате обязаны быть зарегистрированы в системе и описать свои товары в каталоге. К этому времени также должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей в систему отчета о нанесении и вводе кодов маркировки в оборот, налажена работа по оплате кодов.
Оборот немаркированной упакованной воды, произведенной с этой даты, будет запрещен.
С 1 сентября 2022 года розничные продавцы обязаны передавать сведений о продажах в систему маркировки; 1 ноября 2022 года вводится объёмно-сортовый учёт продукции, участники оборота должны будут подключиться к электронному документообороту в обязательном порядке.
Не подлежит маркировке:
- Лед, снег.
- Упакованная вода, отнесенная к пищевой продукции для детского питания.
- Упакованная вода, помещаемая под таможенные процедуры таможенного склада, таможенного транзита, экспорта.
- Образцы упакованной воды для проведения испытаний при их хранении и транспортировке.
- Упакованная вода, реализуемая в магазинах беспошлинной торговли.
- Упакованная вода, ввозимая физическими лицами для собственного потребления.
- Упакованная вода, предназначенная для официального использования дипломатическими представительствами.
- Упакованная вода, хранящаяся производителем.
При покупке воды потребители могут самостоятельно убедиться, что товар прослеживается в системе маркировки. С этой целью необходимо установить на мобильное устройство приложение «Честный знак» и с его помощью отсканировать код маркировки товара.
Это позволяет потребителю самостоятельно удостовериться в легальности происхождения товара, а также получить данные как о самом товаре, так и о его производителе.
Сроки запуска маркировки молока и молочной продукции
С 1 июня 2021 года обязательной стала маркировка для категорий «мороженое» (за исключением мороженого без молочного жира и/или молочного белка) и «сыры»; с 1 сентября 2021 года – для молочных продуктов сроком годности более 40 дней; с 1 декабря 2021 года – для молочных продуктов сроком годности 40 дней и менее.
С 20 января 2022 года появилась обязанность фиксировать выбытие мороженого и сыров со сроком годности 40 дней и менее при розничной реализации, включая продажу через кассу. Тем не менее, согласно разъяснениям Минпромторга участники оборота молочной продукции в отношении сыров со сроком хранения до 40 суток (включительно) вправе не представлять в информационную систему маркировки сведения о выводе из оборота указанной молочной продукции путем розничной продажи до 31 марта 2022 г. (включительно).
C 31 марта 2022 года розница, занимающаяся реализацией молочной продукции со сроком годности 40 дней и менее, будет обязана фиксировать факт выбытия товара с помощью онлайн-кассы. С 1 июня 2022 года вышеуказанное требование к рознице будет действовать при реализации молочной продукции со сроком годности более 40 дней.
1 сентября 2022 года вводится объёмно-артикульный учёт для опта и розницы, участники будут обязаны подключиться к электронному документообороту в обязательном порядке. Для этого нужно выбрать оператора электронного документоборота, провести тестирование электронного документооборота с контрагентами. Передавать сведения в систему необходимо о партиях товаров (информация о коде товара и количестве отгружаемого маркированного товара), без указания кодов маркировки, которые перемещаются между собственниками.
Необходимо передавать в систему сведения о выводе продукции из оборота по всем причинам, отличным от продажи по ККТ (т.к. она с 1 декабря 2021г) в виде объемно-сортового учета – указание кода товара и количество выводимого товара без указания конкретных единиц маркированного товара.
С 1 декабря 2022 года маркировка молочной продукции станет обязательной для фермеров и сельскохозяйственных производственных кооперативов.