ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ. ДИАЛОГ С УЧИТЕЛЕМ » Официальный сайт городского округа Архангельской области «Мирный»
 
Старая версия сайта доступна по адресу www.old.mirniy.ru. Поддержка старой версии не производится. Администрация сайта.
Вы не авторизованы на сайте
 
 




Мирный Архангельской области » Пресс-служба » Статьи » ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ. ДИАЛОГ С УЧИТЕЛЕМ



ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ. ДИАЛОГ С УЧИТЕЛЕМ

Опубликовано: 22-08-2011, 17:22

ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ. ДИАЛОГ С УЧИТЕЛЕММинувшим летом свой юбилейный семидесятый день рождения отметила Татьяна Павловна Смирнова, учитель биологии средней школы № 12. Ее педагогический стаж – более сорока лет. Из них почти тридцать пять – на руководящей работе. При этом она не превратилась в монстра от педагогики: назидателя и нравоучителя. Отнюдь! Татьяна Павловна энергичный и оптимистичный человек, живой и интересный собеседник. И приобретенные ею с годами профессиональный опыт и житейская мудрость основываются на таких очевидных и простых истинах.

Татьяна Павловна, сегодня – Вы учитель, а еще вчера были директором школы. После руководства ушли в подчинение. Такой переход тяжело дается?

Нет. Я – УЧИТЕЛЬ по призванию. Я мечтала получить эту профессию. Так распорядилась судьба, что фактически сразу мне пришлось «примерить на себя» должность руководителя школы. Учительская нагрузка при этом у меня была минимальная. Последние же восемь лет я только преподаю. Те требования, которые сегодня предъявляет руководство школы к учителю, педагогическому коллективу в целом мне ясны, я понимаю, чем они продиктованы и обусловлены. И, если просят помочь, всегда откликаюсь.

Дайте свое определение понятию «управлять».

Управлять, значит, находить общий язык. С коллегами, подчиненными, начальством, детьми, их родителями. Мое становление как директора начиналось в Плесецкой школе № 2. Я была значительно моложе моих коллег, среди которых были учителя-стажисты, некоторые имели звания, даже правительственные награды. Приходилось прислушиваться, перестраиваться, искать компромиссы в каких-либо ситуациях, «разруливать» проблемы, как сейчас говорят, но..! Свою позицию я всегда имела и стремилась отстаивать собственную точку зрения. «Всегда уступать, при этом всегда стоять на своем» – один из принципов руководства,  которого я придерживалась. Ну, и результаты у нашего коллектива были налицо. Из восьмилетки мы стали девятилеткой, а потом уже и средней общеобразовательной школой. И когда в одну из морозных зим из-за аварии ученический коллектив первой школы перевели к нам, то 50% детей, отучившись у нас, возвращаться назад уже не захотели.

Какой в Вашем представлении должна быть женщина-руководитель?

В первую очередь, это должна быть настоящая женщина! На нее должно быть приятно смотреть: на каблучках, подтянута, стильно одета… На каникулах смотрела передачу «Модный приговор» и всецело согласна со стилистами, утверждающими, что человек меняется вместе с одеждой. Внешнее, так или иначе, переходит во внутреннее. Такой руководитель располагает к общению и, что немаловажно, вызывает интерес к себе у детей.

Стоит особо отметить, что сама Татьяна Павловна всегда элегантна и собрана. В плохом настроении просто не бывает. Не повышает голоса. Ругать, отчитывать человека в присутствии кого-либо считает дурным тоном.  Одним словом, позитивная женщина.

Кто, на Ваш взгляд, должен работать в школе. Каким Вы видите современного учителя?

В 1967 году, тогда я окончила Вологодский педагогический институт, было так. После вуза молодой специалист без диплома работал в школе один год, стажировался. По окончании учебного года он писал подробный анализ проведенной учебно-воспитательной работы. Администрация учебного заведения давала ему подробную характеристику. Собранные документы он представлял в институт. И только тогда, если вопросов и претензий к выпускнику вуза не возникало, выдавался диплом об образовании, только тогда ты становился дипломированным специалистом. Характерной особенностью 1960-х–1970-х был тот факт, что педагогические вузы шли по призванию. Что я хочу этим сказать? Только одно, что и сегодня учитель должен быть высококвалифицированным специалистом, сделавшим выбор сознательно и пришедшим к детям с открытым сердцем.

Аттестация, которую проходят учителя, действительно способствует их профессиональному росту?

Аттестация педагогических работников, несомненно, мотивирует их к творческому поиску, к самосовершенствованию. Но при всех плюсах этого нововведения есть и существенный минус. При аттестации учителя не учитывается человеческий фактор, личностная составляющая учителя. К ней я отношу общение педагога с коллегами, отношение его к коллективу, в котором он работает, есть ли система в подготовке к урокам, как он строит свое общение с детьми, нашел ли общий язык с родителями учеников. Вы же понимаете, что каким бы блестящим «урокодателем» ты ни был, именно личность педагога оказывает влияние на ученика.

Давайте сравним нынешнее поколение школьников с их ровесниками из 1970-х?

Я всегда относилась и отношусь к своим ученикам с искренним уважением. Сегодняшние ребята, безусловно, эрудированнее, раскованнее, в чем-то мобильнее своих сверстников из 1970-х. Вместе с тем они такие же выдумщики и изобретатели, не дадут соскучиться!

Может, покажусь кому-то категоричной, но! На мой взгляд, нынешнее подрастающее поколении проигрывает по ряду позиций. Прежде всего в вопросах воспитания. Современные родители катастрофически мало уделяют времени собственным детям, делегируя свои полномочия школе. Сегодня «не ставят в угол»: у детей не формируется понятия «нельзя», «неприлично», «недостойно». В приоритете – деньги. Примером для подражания служат люди с деловой хваткой, предпринимательской жилкой. О таких качествах как порядочность, доброта, сердечность речи нет. «Переводить стрелки» на ситуацию в стране не стоит. Все начинается дома!

Татьяна Павловна Вы является ярким представителем своего поколения, для которого характерно наличие внутреннего «идейного» стержня. Другими словами, характера, воли. Что Вас поддерживает в жизни, откуда черпаете силы?

Мы – дети послевоенного времени. Как не взяться характеру, если нужно было самому делать себя. В семье я была пятым ребенком, последним. Росла в войну, никто на меня внимания не обращал: некогда было – война. Отцы воевали, матери «ковали» победу в тылу, братья и сестры зарабатывали на хлеб, кормили семью. Школу жизни прошла хорошую, приоритеты расставила рано и самостоятельно. Когда появилась своя семья, во всем поддерживал муж, помогая и словом, и участием. Кроме этого, мне всегда везло с друзьями, настоящими!

А между женщинами может быть настоящая дружба?

Может. Я называю такую дружбу «дружбой без повода». Это когда можно прийти без предварительного звонка, поделится и радостью и горем. Мои друзья были настоящими, между нами не было ни недоговоренностей, ни подлости, ни лжи, ни фальши. Я говорю «были», потому что их, к сожалению, уже нет. Бывают минуты, когда я чувствую себя очень одиноко. И тогда спасает работа, на которой я «отогреваюсь» душой.

Татьяна Павловна, Вы ждете 1-е сентября?

1-е сентября я всегда жду с нетерпением и особым трепетом. Начало нового учебного года для меня как обновление. Это значит, что жизнь продолжается, я нужна!

Беседовала Татьяна Хоботова

ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ. ДИАЛОГ С УЧИТЕЛЕМ






 
 
 Город и люди
О городе
Предприятия города
Совет молодежи Общественные организации
Жизнь города Справочная информация
 
 
МО «Мирный» © 2005-2020 гг. 164170, г. Мирный, Архангельская обл., ул. Ленина, 33.
При использовании материалов ссылка обязательна. Для замечаний и предложений.
Яндекс.Метрика