Психолог о компьютере » Официальный сайт муниципального образования «Мирный»
 
Старая версия сайта доступна по адресу www.old.mirniy.ru. Поддержка старой версии не производится. Администрация сайта.
Вы не авторизованы на сайте
 
 





Психолог о компьютере

Опубликовано: 28-10-2015, 17:43

Психолог о компьютереСколько у вас детей?
- Два сына.
- А сколько им лет?
После паузы:
- Один уже играет на компе, а второй еще нет…

Компьютер в семье, как правило, появляется раньше, чем ребенок. С самого рождения малыш видит, что взрослые пользуются этим «чудом».

Сотовый телефон, компьютер или планшет - такая удобная вещь для отвлечения ребенка! Не редкость ситуация, когда малыш пристает к родителям, он хочет пообщаться или поиграть, но им некогда. И, чтобы «нейтрализовать» ребенка, ему дают… сотовый телефон: «На, поиграй». Таким образом, как им кажется, убивают двух зайцев: получают полчаса свободного времени, и ребенок вроде как развивается, приобщается к технике и учится реагировать на ее сигналы. И вот маленький ребенок занят интересным делом, а если это подросток, то он  не болтается по улице голодный и озябший. Он ничего не просит. Он дома, под присмотром, с дурными ребятами не дружит, в тепле и сытый. Это удобно. Это не может не понравиться. И в это же самое время первые семена компьютерной зависимости падают на благодатную почву.

Однако, не каждый ребенок, севший у монитора, становится зависимым. Плохие оценки в школе, непопулярность среди сверстников (особенно в подростковом возрасте), низкая самооценка, и даже непродуманный режим дня, где безделье от скуки – вот прямая дорога в виртуальный мир. В виртуальном мире ребенок находит то, чего лишил его мир реальный: он там успешен (я же выигрываю!), без бремени ответственности за свои поступки - ведь можно просто убить врага. Компьютер это побег из гнетущей реальности в другой мир, где можно стать всесильным героем. Так зачем выходить из него? Ведь там комфортно!

Ребенок попадает в волшебный мир! Сказочные персонажи, которыми можно управлять, правила, которые можно устанавливать самостоятельно. Если вдруг не получится – можно начать всё заново. Стать первым на соревнованиях по легкой атлетике будет сложно, а вот в игре «Танчики» - вполне даже возможно.

Ребенок учится не только так развлекаться, он привыкает перенаправлять, смещать свои чувства, эмоции с реальных людей на игру или интернет-общение. Захотелось общения – интернет наше все. Дети не знают, как делиться своими переживаниями с окружающими. Происходит эмоциональное обеднение, многие современные дети не умеют выражать своих чувств и эмоций. 

Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять этот мир. Почему многие детские игрушки для раннего возраста сочетают в себе разные материалы – чтобы ребенок научился чувствовать текстуру, понимать, как ведут себя дерево, ткань, пластик. Компьютер не дает такой возможности. Если ваш ребенок уже допущен к технике, не забывайте о том, что компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр. Крайне нежелательно, чтобы дети младшего возраста играли в агрессивные игры или просто бесцельно бродили бы со страницы на страницу, а лучше, если бы они вообще не садились ни за компьютер, ни за планшет – лучше занять их кубиками, пирамидками, наборами для творчества, моделирования, книгами.

Как распознать компьютерную зависимость? Ведь часто родители начинают бить тревогу уже когда ситуация дошла до предела, а лишение компьютера становится трагедией.

Если вы замечаете какие-то из этих признаков у вашего ребенка, нужно обязательно обратить на это внимание:

  • теряет интерес к другим занятиям;
  • все свое свободное время стремится провести за компьютером или ТВ;
  • общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм;
  • происходит утрата контакта с родителями;
  • все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным;
  • формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров;
  • начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое;
  • скрывает, сколько на самом деле времени провел за компьютером или телевизором;
  • на любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать;
  • теряет контроль над временем, проведенным у экрана;
  • начинает кушать возле компьютера;
  • уже с утра начинает просить мультики или компьютер;
  • приходит из школы и первым делом садиться перед ТВ или включает компьютер.

Однако, что делать, если ребенок уже крепко сел за компьютерный стол? Что делать?

К сожалению, нет абсолютного рецепта, который бы подходил всем. Если все зашло очень далеко, то помочь в этом случае может только психотерапевт. Но существуют правила, которые  позволяют снизить вероятность возникновения зависимости, помочь справиться с ней:

  • важен личный пример родителей; начните с себя. Если родитель часами сидит за компьютерными игрушками/в социальной сети, в таком случае детям объяснить гораздо сложнее - почему, к примеру, кому-то МОЖНО, а ребенку НЕЛЬЗЯ;
  • поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера);
  • помогайте ребенку планировать свободное время;
  • установите специальные сетевые фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером;
  • пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов. Детям младшего школьного возраста – не более получаса, старшего школьного возраста – не более часа в сутки на игры;
  • ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать «достаточно» – компьютер нужен папе;
  • лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу;
  • поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.

Лучшая профилактика компьютерной зависимости - это вовлечение ребенка в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью. Вместо компьютерных игр играйте с ребенком вместе на улице или дома. В такой игре развивается речь, ребенок учится общаться, в совместной деятельности крепнут детско-родительские отношения. Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей Его наградные листы, красивые работы, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.

Запаситесь терпением! Велосипед, ролики, прогулки вечером, игры с друзьями, спортивные секции, традиция печь пироги по субботам (внесите в этот список то, что вам и вашему ребенку по душе) – все это должно заменить виртуальные игры и общение в социальных сетях. Будьте ВМЕСТЕ с ребенком, и тогда не появится компьютер ВМЕСТО вас.

Психологическая служба ГБСУ АО «Плесецкий СРЦН»






 
 
 Город и люди
О городе
Предприятия города
Совет молодежи Общественные организации
Жизнь города Справочная информация
 
 
МО «Мирный» © 2005-2017 гг. 164170, г. Мирный, Архангельская обл., ул. Ленина, 33.
При использовании материалов ссылка обязательна. Для замечаний и предложений.
Яндекс.Метрика