На братских могилах не ставят крестов… » Официальный сайт городского округа Архангельской области «Мирный»
 
Старая версия сайта доступна по адресу www.old.mirniy.ru. Поддержка старой версии не производится. Администрация сайта.
Вы не авторизованы на сайте
 
 



Мирный Архангельской области » Пресс-служба » Статьи » На братских могилах не ставят крестов…



На братских могилах не ставят крестов…

Опубликовано: 14-04-2015, 11:32

На братских могилах не ставят крестов…Валентина Николаевна Сосунова своего отца совсем не помнит; знает о нем только со слов мамы Марии Андреевны и родственников. В июне 41-го семья Яковенко проводила на войну своего мужа и папу. Больше они его не увидели... похоронки тоже не было. Последнее письмо семья получила из Сталинграда в конце 42-го. К статусу «пропавший без вести» в те времена относились весьма своеобразно, с отрицательным оттенком подозрения. Долгие годы жена и дети пытались узнать о судьбе Николая Тимофеевича и восстановить его доброе имя, но удалось это только сейчас, весной 2015 года

На братских могилах не ставят крестов……Николай родился в 1909 году в селе Николаевка Сталинградской области. В 24 года он женился, здесь у них с женой Марией родилось двое детей - Раиса и Виктор. В конце 39-го инженера-механика Николая Яковенко направили «поднимать» колхоз в город Каттакурган Самаркандской области Узбекской ССР. В декабре 40-го в семье Яковенко родилась еще одна дочь – Валентина. Ей было чуть больше полугода, когда грянула война, ее брату – 4 года, сестре 7 лет.

На братских могилах не ставят крестов…22 июня Николай Тимофеевич был призван в ряды Красной Армии. Этот факт подтверждается записью в Каттакурганском райвоенкомате. Указано даже время его прибытия - 12 часов 15 минут. С этого дня только от них, русских солдат, зависела судьба Родины... Полтора года в Каттакурган летели письма от бойца Яковенко. Дальний Восток, средняя полоса, и вот - очередное письмо из родных для Николая мест - Сталинградской области. Пишет - значит, жив, радовалась жена.

С уходом мужа на фронт, у Марии Андреевны началась своя «война» - в неимоверно тяжелых условиях надо было жить и работать, а еще чем-то кормить троих малолетних детей. Они перестроились, приноровились... Вот только в конце 42-го перестали приходить письма от Николая. С тяжелым сердцем Мария Андреевна ждала и жила. Писем не было, но не было и похоронки. На братских могилах не ставят крестов…В то время вся страна в напряжении следила за кровопролитными боями под Сталинградом. Разве там до писем, успокаивала она себя… Шли годы. Вот уже и младшая Валентина стала помогать маме на работе. Вставали в пять утра, два часа мыли полы в поселковом совете, потом Валентина бежала в школу. Девочка говорила всем, что ее папа погиб в Сталинграде (ведь именно оттуда пришло его последнее письмо). Мария Андреевна так и не получила официального извещения о смерти мужа. Раз нет похоронки, значит, она не имела права на пенсию по потере кормильца, как другие вдовы фронтовиков, а еще на каждом шагу она слышала шушуканье и упреки в свой адрес: мол, еще неизвестно, где ее муж. По совету знакомых Марии Андреевне удалось оформить пособие как матери-одиночке, чтобы получать хоть какие-то копейки. Нелепые обвинения в адрес своего мужа и слышать не хотела, все отрицала. Она до последнего дня ждала весточки о своем Николае - живом или мертвом.

На братских могилах не ставят крестов…Когда Вале было 12 лет, между одноклассниками зашел разговор о погибших на войне родственниках. Валя рассказала о своем отце, на что одна девочка вдруг заявила ей, что это неправда, ее папа предатель, и он вообще уехал в Германию, ведь никто не видел документов о его смерти (видимо, подобные слова говорили родители девочки). Валя и раньше слышала что-то подобное. В разговорах взрослых звучали разные непонятные ей слова «пропавший без вести», «шпион» и др. Тут она не смогла сдержать себя и хорошо поколотила обидчицу. Больше никто не смел говорить подобные слова Валентине. Бойкая и ответственная, она старалась не подводить маму и училась на «отлично», была активисткой во всем, в старшем классе ее избрали комсоргом. История о пропавшем отце, казалось, обществом забывалась… Лишь жена и дети Яковенко хранили ее в своих сердцах.

И сейчас Валентина Николаевна считает этот период в жизни тысяч советских семей вопиюще несправедливым. Пропавших без вести бойцов зачастую незаслуженно награждали обидным клеймом, а их семьи страдали от нападок и подозрений. Солдаты не виноваты, что известие об их смерти не было доставлено родственникам. Тысячи таких же, отдавших жизнь за нашу общую Победу, пропавших без вести в те далекие годы, до сих пор лежат в земле…

…В 1968 году не стало Марии Андреевны. Она так и не узнала о судьбе своего супруга. Обращения детей в разные инстанции оказывались безрезультатными. Особенно переживала младшая дочь Яковенко, Валентина, никогда не терявшая надежды. В начале 70-х друг отца из Николаевки написал письмо Валентине и попросил ее сходить в военкомат за справкой о гибели Николая Тимофеевича. Жители Николаевки хотели на собственные средства установить памятный монумент с именами всех погибших односельчан. В Каттакурганском райвоенкомате такую справку Валентине не дали, сославшись, что сведениями о гибели Яковенко Н.Т. они не располагают. Вот так вот, долгие десятилетия: ни весточки, ни следа, ни намека. Был человек и нет человека…

В 1973 году Валентина Николаевна вместе с мужем-офицером и двумя детьми переехала в Мирный. Теперь уже дети взрослые, разъехались по разным городам. Так получилось, что все родительские фотографии оказались у старшей сестры Раисы, которой теперь уже нет в живых. Лишь один портрет своего отца Валентина сняла со стены родного дома перед отъездом в Мирный. Эту фотографию она и предоставила нам для публикации…

Надежда найти сведения об отце или его могилу не покидала Валентину Николаевну и здесь. Сотрудники Плесецкого военкомата, к которым женщина обращалась несколько лет назад, посоветовали ей написать в главный архив Министерства обороны, поискать в интернете...

Один на один с технологиями нового века, Валентина Николаевна понимала, что без посторонней помощи ей не справиться. Она попросила свою знакомую «покопаться» в интернете и найти хоть что-то. Что именно – она не знала и не понимала. В обобщенном банке данных «Мемориал», где содержится информация о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период, нашлось несколько Николаев Яковенко; это запутало женщину. В 2013 году Валентина Николаевна познакомилась с руководителем поискового отряда «Десантник» Алексеем Ковалевым, рассказала ему о пропавшем отце и о попытках найти информацию о нем. Алексей Николаевич, узнав все известные детали, сделал несколько запросов в различные поисковые отряды и администрации поселений, архивы прифронтовых госпиталей.

Вот так, случайная встреча с поисковиком Ковалевым оказалась знаковой. Николая Тимофеевича, точнее, его могилу, удалось найти.

Считавшийся без вести пропавшим старший сержант Николай Яковенко мужественно сражался за родную землю до последнего вздоха. Это он вместе с тысячью других советских воинов отстоял Сталинград. Непонятно почему родным не было отправлено извещение о его смерти, хотя эти сведения есть в учетной книге прифронтового госпиталя (запись № 78). Из-за чьей-то нелепой канцелярской ошибки (или элементарного упущения) семье Яковенко долгие годы приходилось скрывать правду о своем героическом родственнике. Уже 72 года он покоится в родной земле, а мы лишь недавно смогли узнать его историю.

…По последним данным Яковенко (к тому времени уже старший сержант) служил в 1334 стрелковом полку 422 стрелковой дивизии, входившей в состав Донского фронта. К 3 ноября 1942 года 1334 СП был сосредоточен в районе хутора Трудолюбие Сталинградской области вместе с другими соединениями; предстояла решающая битва за город на Волге. Туго пришлось войску Паулюса; не рассчитывали фашисты долго воевать под Сталинградом, думали захватить город до наступления холодов - летом. Но не вышло: надолго завязли у стен Сталинграда, а в ноябре оказались в кольце.

Январь 43-го был свирепым, стояли тридцатиградусные морозы. В необозримой приволжской степи бушевала метель, гоняя снежные вихри. Войска Донского фронта в течение 24 января продолжали уничтожать войска противника и, сжимая кольцо окружения, продвинулись за день боя на 2-8 км. В Сталинграде удалось прорваться в северную половину города частями, стоящими вокруг поселка Городище. 25 января оборона противника по внутреннему оборонительному обводу Сталинграда была прорвана. В этот день многие солдаты остались лежать на поле боя, а Николая Яковенко тяжело ранили. Вражеская пуля навылет пробила грудь красноармейца…

В годы войны в Сталинградской (ныне Волгоградской) области было сформировано множество эвакуационных госпиталей. Один из них (госпиталь № 415) располагался в санатории «Эльтон» в одноименном поселке Палласовского района, в шести километрах от озера Эльтон.

Госпиталь имел несколько полевых филиалов ближе к линии фронта. В декабре-январе 1942-43 гг. в госпитали поступало много раненых. Санитарные пропускники были перегружены, поэтому раненых вынужденно оставляли у двери госпиталя. Чтобы они не замерзли, их одевали в специальные меховые конверты, которые завязывались шнурками с ног, с боков, голова закрыта, а лицо оставляли открытым. 25 января 1943 года в одно из отделений 415-го госпиталя был доставлен боец Красной Армии Николай Яковенко, весь израненный.

Неделю медики боролись за его жизнь, но сквозное пулевое ранение в грудь оказалось смертельным. Николай умер 2 февраля, в знаменательный для нашей Родины день, когда советские войска полностью закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окружённых в районе Сталинграда. Историческое сражение закончилось полной победой наших войск. Николай Тимофеевич не смог разделить эту радость с остальными.

Умерших от ран солдат хоронили на гражданском кладбище  в общих могилах. Вот и Николая Яковенко вместе с сотнями других бойцов похоронили в братской могиле № 4 в городе Ленинске Ленинского района Волгоградской области… По просьбе Алексея Ковалева из администрации Ленинска прислали несколько фотографий с места захоронения Яковенко. Дочь Валентина планирует съездить туда – наконец-то увидеть места, где ее отец воевал более семидесяти лет назад, вдохнуть воздух, которым он дышал. Она сможет представить его таким, как на единственной сохранившейся фотографии, молодым, но в форме. Она – дочь солдата, который спас землю от фашизма.

Солдат Яковенко «пройдет» в рядах «Бессмертного полка» 9 мая в Мирном. Он не дожил до Победы, но память о нем жива…

Годы стремительно уходят все дальше от событий войны. К сожалению, ещё недавно было сложно получить какую-то информацию о том времени, особенно были засекречены документы госпиталей. Многие граждане нашей страны не имели никакой возможности найти своих пропавших родственников. Сейчас открываются все новые и новые отделы Министерства обороны с целью доступа к информации и сохранения сведений об участниках войны. Информацию о боевом пути воинских соединений можно найти в Интернете, там же - электронные базы данных и всевозможные сайты о Великой Отечественной войне. Кроме того, огромным потенциалом обладает Центральный архив Министерства обороны (адрес: 142100, Московская обл., Подольск, ул. Кирова, д. 74). Не теряйте надежду, пишите, интересуйтесь, ищите своих героических предков. Пусть память о них передается от поколения к поколению…

Людмила Корепанова

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!


Версия для слабовидящих



Административные барьеры, препятствующие развитию бизнеса




 
 
 Город и люди
О городе
Предприятия города
Совет молодежи Общественные организации
Жизнь города Справочная информация
 
 
ГО «Мирный» © 2005-2023 гг. 164170, г. Мирный, Архангельская обл., ул. Ленина, 33.
При использовании материалов ссылка обязательна. Для замечаний и предложений.
Яндекс.Метрика