Древесина - живой и теплый материал, но подчиняется он не каждому. Только в руках человека, по-настоящему влюбленного в свое дело, она преображается, обретая вторую жизнь, полную красоты и пользы. У Валерия Александровича Мордвинцева, учителя технологии в 1-й школе, получилось "приручить" не только дерево, но и увлечь этим делом учеников
Биография Валерия Александровича настолько пестрит разнообразными профессиями, освоенными им в течение жизни, что когда он начинает перечислять свои навыки, места удивлению не остается: любые работы по дереву, обработка металла, вязание, шитье, вышивка, готовка и так далее. Понятно, что научить воспитанников он может очень многому, жаль, что не вмещает в себя такую возможность учебная программа.
Со школой мастер на все руки связал свою жизнь не сразу, в молодости работал токарем на заводе. Потом пошел в армию, приехал на космодром "Плесецк" и решил остаться здесь. Окончил школу прапорщиков, был назначен заведующим военной столовой, которая, к слову, под его началом считалась одной из лучших на полигоне.
С токарным делом у Владимира Александровича связана интересная история. Работать ему довелось на одном из старейших промышленных предприятий страны - Кировском заводе в Ленинграде, в особом цеху, где детали для техники делали из ценных металлов. "Столько золота и платины, сколько я в своей жизни видел, вы и представить себе не можете!" - восклицает Валерий Александрович, рассказывая о тех временах. Там молодой специалист очень быстро стал одним из лучших и даже ставил на свою продукцию личное клеймо - своеобразный знак качества мастера.
Вот уже 18 лет после выхода на военную пенсию он трудится в школе. С того же момента и продолжил более серьезно свое увлечение - резьбу по дереву и столярные работы. Многие уголки учебного заведения облагорожены его руками - двери в некоторых кабинетах, удобные скамейки в холле, полностью перебранные деревянные полы в классе технологии - перечислять можно долго. Любой предмет из дерева - будь то кашпо или ваза, двухъярусная кровать или кукольный домик - выходит из его рук добротным, красивым и нужным людям. Само помещение, где ученики выпиливают и выстругивают свои первые поделки, мастер долго и с любовью украшал, там есть на что посмотреть, с чего взять пример и чем восхититься. За свою педагогическую деятельность Валерий Александрович награжден грамотой Министерства образования Архангельской области.
Секрет его подхода к ученикам прост - сам по натуре больше практик, чем теоретик, он и с ребятами старается придерживаться этих же правил. На уроках Валерий Александрович стремится не перегружать учеников теорией, больше уделяя внимание работе с деревом и инструментом. Здесь может воплотиться в жизнь любая мальчишеская мечта - кораблики, мотоциклы, мечи и пистолеты - все, что угодно душе юного романтика.
- Однажды в магазине увидел мотоцикл и тут же захотел его сделать. А я как раз люблю делать что-то необычное, чему нет аналога. И с ребятами также - берем и делаем! - восклицает Валерий Александрович, открывая шкафы с хранящимися детскими работами. - Вот самолеты, вертолеты, техника, танки. Дети работают с удовольствием! Недавно в моем классе проходила олимпиада, так мальчишки со всех классов из разных школ от шкафа не отходили вообще.
Особенное отношение педагога к работе с детьми прослеживается во многих деталях. Так, в одном из шкафов Валерий Александрович хранит сделанные из дерева настольные игры. И среди них - игровое колесо "Поле чудес" с цифрами и фигурками животных, его мастер использует во время опросов и контрольных работ. Крутя барабан, ребята сами выбирают себе номер вопроса, это им очень нравится. А чего стоит идея сделать из дерева мечи, щиты, гербы и сочинить девизы, принятая когда-то мальчишками с большим восторгом. Наверняка не раз потом ребята устраивали во дворах рыцарские бои.
Нравится детям и традиция делать под Новый год фигурки-символы праздника. Есть здесь и Дед Мороз, и полюбившиеся россиянам животные, олицетворяющие тот или иной год по китайскому календарю. Поделки, сделанные своими руками, дети уносят домой, ведь родители обязательно должны оценить, чего смог достичь их ребенок.
Единственное, о чем сожалеет Валерий Александрович, так это о том, что урокам технологии сейчас стало уделяться меньше внимания, чем раньше. Многие виды работ, которыми в прежние времена занимались мальчики в школе, сейчас недоступны или даже запрещены. Так, например, из соображений безопасности пылятся без дела в кабинете технологии станки - сверлильный, токарный, шлифовальный. Новые инструкции по охране труда запрещают детям работать на станках, рассчитанных на напряжение 380 В, разрешая иметь дело лишь с техникой на 36 или 42 В. В то время как промышленность таких станков сейчас не выпускает, даже простой выжигательный аппарат рассчитан на 220 В. Выходит, что работать на них может только сам педагог, а ребятам остается лишь ножовка и стамеска. Многому в таких условиях ребят не научишь.
Но рук Валерий Александрович не опускает, ведь главное, что дает ему его занятие, - это возможность заботиться о детях, об их будущем. Ему бы очень хотелось, чтобы они выросли практичными, умелыми людьми, как говорится, "с руками", ведь в жизни все эти навыки будущим мужчинам очень пригодятся. Ну а главной отдушиной для него остается творчество, которое дает ему возможность придумывать и воплощать самые необычные идеи, быть мастером своего дела.
Лилия ХЛЕБНИКОВА