Патронатное воспитание: что это такое? » Официальный сайт городского округа Архангельской области «Мирный»
 
Старая версия сайта доступна по адресу www.old.mirniy.ru. Поддержка старой версии не производится. Администрация сайта.
Вы не авторизованы на сайте
 
 





Патронатное воспитание: что это такое?

Патронатное воспитание: что это такое?

Патронатное воспитание - это новая форма устройства ребенка в семью. Оно осуществляется на основе разграничения прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой по устройству (уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем (не все права передаются семье, за часть вопросов отвечает служба органа опеки).
Патронатное воспитание означает как родительскую любовь, так и профессиональную работу. У патронатного воспитателя две роли: и родительская и профессиональная. Ребенок живет в патронатной семье и расценивает ее как свою. В то же время заключается трудовой договор. Это первая в России форма надомной работы по воспитанию ребенка, лишенного семьи. При этом имеется и служба, оказывающая семье разнообразную помощь - семья не останется наедине с проблемами.
Это самая гибкая форма устройства - и для ребенка, и для семьи.
Данный раздел содержит официальную трактовку патронатного воспитания, поддерживаемую Минобрнауки РФ.

Справка о патронате

  • Патронат известен в России со времен Екатерины П, активно применялся в годы Великой Отечественной войны для того, чтобы помочь детям, оставшимся сиротами. "Патрон - покровитель, заступник, либо благодетель". Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля 1863 г. (см.: История усыновления в России)
  • В развитых странах аналогичная форма устройства называется foster care . Благодаря ее широкому распространению в этих странах нет детских домов.
  • В 1994 году на базе Детского дома № 19 г.Москвы, под эгидой Министерства Образования РФ начала работать первая экспериментальная площадка по устройству детей в патронатные семьи. За годы работы созданы уникальные технологии обучения и сопровождения патронатных воспитателей, сотни детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются не в стенах детского дома, а в любящих и профессионально подготовленных семьях

В настоящее время патронат широко распространяется по всей России: в Москве, Московской, Пермской, Владимирской, Новгородской, Курганской, Читинской областях, в Архангельске, республике Карелия, в Башкортостане, Калининграде и других регионах.

  • Принципы, изначально положенные только в основу патроната, стали использоваться и при других формах устройства ребенка в семью.

В Англии, США и иных развитых странах есть дети оставшиеся без попечения родителей, но почти нет детских домов. Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию и сироты, живут в специально подготовленных семьях, так называемых фостеровских. Фостеровское воспитание получило развитие и в России, где стало называться патронатным. Чем же отличается патронат от других известных форм устройства?
Патронатное воспитание реализуется в ряде регионов России на базе перепрофилированных детских домов, которые становятся уполномоченными организациями органов опеки и попечительства.
Чем же отличается патронат от других известных форм устройства?
Прежде всего, это наиболее гибкая форма устройства, которая позволяет устроить в семью абсолютно любого ребенка. Ведь многие дети не могут быть усыновлены по чисто юридическим причинам, например, из-за отсутствия статуса. Это не означает, что на патронат передаются только дети без такого статуса. Патронатное воспитание было придумано именно затем, чтобы профессионально помогать любому ребенку в течение всего того времен, пока он не может жить дома, вне зависимости от его возраста, здоровья, наличия или отсутствия у него документов. Ребенку нужна семья. У ребенка есть проблемы и ему нужна помощь специалистов (см.: Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей). Патронатное воспитание - это воспитание ребенка в семье, с помощью специалистов.
Т.е. вторая важная особенность - с семьями, которые хотят взять детей, с самого начала работают профессионалы, психологи и социальные педагоги, которые знают все о приемных детях семьях, о возможных трудностях и о том, как с ними справляться. Люди, желающие взять ребенка в семью проходят курс тренинговых занятий, который помогает им лучше понять поведение брошенных детей, узнать, что делать в трудных ситуациях. Социальные педагоги и психологи беседуют с ними, помогая, разобраться в собственных мотивах и чувствах, принять осознанное решение.
После прихода ребенка в семью патронатные воспитатели становятся сотрудниками уполномоченной организации (детского дома), им идет трудовой стаж, выплачивается небольшая зарплата и пособие на ребенка, что немаловажно для многих семей. Но для большинства из патронатных воспитателей все же главным подспорьем становится не материальная помощь, а поддержка специалистов: психологов, социальных педагогов, врачей, юристов.
В уполномоченной организации, как правило, есть несколько служб, которые оказывают помощь ребенку и семье.
В реабилитационную службу входят психологи, врачи, воспитатели, педагоги, они отвечают за здоровье и образование ребенка, помогают ему пережить потерю родной семьи, готовят к передаче в новую, помогают в ней освоиться. Сотрудники службы защиты прав детей, т.е. детские социальные работники, занимаются всеми юридическими делами ребенка, (определения статуса ребенка, решением квартирного вопроса, вопросов наследства и пр.), освобождая воспитателя от беготни по инстанциям. Служба социального патроната занимается проблемами родной семьи ребенка, пытается помочь ей вернуться к нормальному образу жизни. Поиском, отбором и подготовкой людей, желающих взять ребенка в семью занимается служба по устройству. После прихода ребенка в семью, эти сотрудники продолжают находиться в тесном контакте с патронатными воспитателями, помогая им пережить сложный период изменений. Все услуги, предоставляемые службами детского дома, бесплатны.
Всесторонняя помощь и сотрудничество между воспитателями и службами детского дома дает возможность устроить в семьи детей, которых иначе никогда бы не взяли. Это и подростки, и братья и сестры, которых нельзя разлучать, и дети с психологическими особенностями, и не совсем здоровые дети - все те группы детей, которых усыновляют неохотно, боясь трудностей. В системе патронатного воспитания семья, взявшая такого ребенка, не останется один на один с трудностями, ей всегда помогут и поддержат.
Патронатное воспитание - форма гибкая не только для детей, но и для будущих патронатных семей. Ведь патронатными воспитателями могут стать люди, которые никогда бы не смогли или не решились стать усыновителями или опекунами. Это одинокие женщины, пожилые супружеские пары, люди, не имевшие опыта воспитания детей и нуждающиеся в специальных знаниях. Специальная подготовка, подбор семьи и ребенка по психологической совместимости, профессиональная помощь после устройства ребенка, возможность освоиться в новой роли, индивидуальный подход и минимум формализма, - все это предает людям уверенность в собственных силах.
Этот раздел подготовлен специалистами, работающими с детьми и се6мьями уже 10 лет. За это время сотни ребят нашли любящих приемных родителей, сотни взрослых обрели любимых детей. Благодаря помощи и поддержке, наши семьи легче преодолевают трудности, лучше справляются с детьми, чувствуют себя увереннее, чем большинство опекунов и усыновителей, предоставленных самим себе. Мы уверены, что помощь специалистов необходима любой приемной семье, независимо от формы устройства, и в нашей службе никогда не откажут в консультации или поддержке любым людям, воспитывающим ребенка из детского дома.
Опыт работы детского дома № 19 г. Москвы (см.: Опыт детского дома № 19 "Наша семья") переняли уже более 20 регионов России. Во многих из них идея патронатного воспитания была поддержана местными властями, в таких случаях патронат распространялся активно и дал хорошие результаты. Уже сегодня в России есть территории, с которых не поступает новых детей в казенные учреждения - все они устраиваются в семьи. Пока это совсем небольшие территории, например, Центральный округ города Москвы. Но мы верим, что за патронатным воспитанием - будущее, и наступит день, когда детские дома в привычном смысле слова нашей стране больше не будут нужны.

Что дает патронат семье и ребенку

Для принимающих родителей патронатное воспитание это:

  • Специальные подготовительные занятия

Вы узнаете, как воспитывать ребенка, не рожденного в Вашей семье; получите необходимые для этого навыки; реально оцените свои возможности; поймете, для какого ребенка Ваша семья подойдет наилучшим образом.

  • Помощь и поддержка государства

Ребенок сохраняет льготы, положенные воспитаннику детского дома( право на льготное поступление в учебное заведение, на получение жилплощади по достижению 18 лет и пр.), а Вы получаете пособие на его воспитание

  • Трудоустройство

С Вами заключается трудовой договор, Вы становитесь сотрудником детского дома, получаете небольшую зарплату, Вам идет трудовой стаж и предоставляется отпуск

  • Постоянная помощь квалифицированных специалистов

В любое время Вы можете обратиться за консультациями к команде профессионалов: врачам, психологам, педагогам, социальным работникам. Они помогут решить любые вопросы:
юридические (сбор документов, защита прав детей в суде, определение статуса, регулирование отношения с кровными родственниками ребенка и пр.).
психологические (постоянная поддержка в первое время жизни ребенка в семье, и по мере необходимости в последующие годы, специальные занятия и группы встреч для патронатных воспитателей)
медицинские (периодические обследования детей, помощь в случаях серьезных заболеваний, при необходимости устройство в санатории и пр.)
педагогические (дополнительные занятия, в том числе с логопедом, устройство в детские сады, школы, организация отдыха детей)

  • Получение новой профессии и профессиональный рост

Вы сможете посещать тренинги на "горячие" темы - "Я воспитываю подростка", "Идем в школу", тренинг родительских навыков "Я воспитываю ребенка" и т.д. Получая опыт, вы сможете стать настоящим профессионалом в деле воспитания детей, и. возможно, найти не только ребенка для себя, но и свое призвание в жизни.
Для ребенка, оставшегося без родителей и приходящего в новую семью, патронатное воспитание это:

  • Возможность для любого ребенка, независимо от статуса, возраста и сроков пребывания, расти в любящей семье, а не в детском доме

Многие дети годами сидят в детских домах, только потому, что у них формально есть родители, которые по существу не могут их воспитывать. При патронатном воспитании возможно помещение в семью ребенка без установленного статуса. Бывают ситуации, когда ребенок изымается из кровной семьи на короткое время, для оказания помощи его родителям, или его мама попадает в больницу. В подобных случаях ребенок также может быть помещен в патронатную семью, и пожить "в гостях", а не в казенном доме, что спасает его от тяжелой психологической травмы. Таким образом, на патронатное воспитание можно поместить любого ребенка - от нуля до 18 лет, как с установленным статусом, так и пока он еще не закреплен. Усыновляют в основном младенцев, т.к. не знают, боятся. Здесь предоставляется помощь.

  • Возможность для ребенка иметь социальные гарантии

Как и выпускники детского дома, воспитанники патронатных семей имеют право на жилплощадь, льготы на медицинское обслуживание и дополнительные права при получении высшего образования.

  • Возможность для ребенка приобретать полноценный жизненный опыт

Живя в семье, дети получают шансы на хорошее образование, а главное - на формирование социальных отношений и жизненных навыков. У ребенка есть возможность узнать тепло семейных отношений, и в то же время сохранить память о своих корнях и своем происхождении, что важно для любого человека.

  • Возможность для ребенка получать квалифицированную помощь специалистов

Помощь специалистов в системе патронатного воспитания (психологи, социальные работники, педагоги) позволяет справиться с травмами прошлого и создавать позитивную модель будущего

  • Возможность для ребенка получать сведения о своих кровных родственниках

Когда ребенок ничего не знает о кровной семье, с которой он разлучен, для него это значит, что он просто неинтересен своим родственникам и недостоин их внимания. Дети редко хотят вернуться в кровную семью, но им всегда важно знать, живы ли их родители, и что с ними происходит.
Для ребенка, чьи родители испытывают временные трудности, патронатное воспитание это:

  • Возможность пожить короткий период в заботливой и понимающей семье

Некоторые семьи испытывают временные трудности. Ребенку в этот период безопаснее находиться вне своей семьи - в детском доме или в принимающей семье.
Некоторым детям, например младенцам, гораздо лучше пережить этот период не в казенном учреждении (больнице, доме ребенка), а у понимающих и заботящихся о нем людях, которые знают, что ребенок вернется к своим родителем, сочувствуют ему и оказывают необходимую поддержку в этот трудный период жизни.

  • Шанс вернуться в свою семью

Любой ребенок любит своих родителей, испытывает к ним привязанность независимо от того, пьют они, ведут асоциальный образ жизни и т.д. Дети, изъятые из неблагополучной семьи и помещенные в детский дом, могут мечтать о том, чтобы вернуться в свою семью. Если по оценкам социальных работников есть шанс помочь семье вернуться к нормальной жизни, то ведется работа по сохранению семьи. В это время ребенок может быть временно размещен на краткосрочный патронат в семью или пожить в группе детского дома.

  • Возможность получать квалифицированную помощь специалистов для всей семьи

Пьющая семья, не может бросить свои привычки сама по себе, ей нужна помощь. Если изъятие ребенка стало для его родителей потрясением, и они хотят вернуть ребенка назад, то они смогут получить реальную помощь - социальную, юридическую, психологическую, медицинскую. Это позволит им не впасть в отчаяние, а использовать полученный горький опыт для того, чтобы изменить свою жизнь ради ребенка.

Патронатные воспитатели о патронате

  • это самая простая и короткая дорога для ребёнка в настоящую семью
  • отдача частицы своей души тем, кто в этом очень нуждается; возможность стать и родителем и другом
  • возможность реализовать материнство
  • шаг усыновления для многих людей слишком труден, а патронат - форма, обеспечивающая постоянную поддержку и родителям и детям
  • это помощь специалистов (психологов, логопедов, врачей) патронатному воспитателю в трудном деле воспитания детей из неблагополучных семей
  • это самая прогрессивная система, можно устроить в семью тех детей, которые не могут быть усыновлены и обречены всю жизнь жить в детдоме
  • система патронатного воспитания безопаснее, надёжнее как для ребёнка, так и для патронатного воспитателя
  • патронат - это школа любви, терпения и надежды. Без любви в неё невозможно поступить, без терпения в ней трудно учиться.
  • это забота о будущем нашей страны
  • богоугодное дело и меня и ребенка обогащает
  • это огромная радость любить и быть любимым.

Суть патронатного воспитания и его отличия от других форм

Необходимо отметить, что патронатное воспитание существует ТОЛЬКО при наличии службы, профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей "качество" уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату.
Такая служба должна иметь необходимую структуру и профессионально подготовленный штат.
Работа по патронатному воспитанию включает в себя:

  • реабилитационно-воспитательную работу с ребенком, оставшимся без попечения родителей, ребенком в социально опасном положении, на всех этапах работы с ним органа опеки и попечительства - от выявления до возврата родителям или усыновления;
  • работу по отбору и подготовке граждан, желающих взять детей на воспитание в семью;
  • технологию сопровождения и поддержки ребенка и семьи после помещения ребенка на патронатное воспитание;
  • технологию оценки, целенаправленного вмешательства и изменений в кровной семье такого ребенка с целью сохранения семьи.

Данные технологии являются новыми инновационными технологиями, связанными в единый педагогический процесс деятельности по опеке и попечительству. Удаление какого-либо из указанных элементов недопустимо, т.к. в таком случае главная цель - адаптация ребенка - не может быть достигнута. Таким образом, учреждение патронатного воспитания должно иметь в своем составе следующие службы:

  • службу реабилитации (психологи, врач, логопед, педагог, дефектолог, неворолог и др. специалисты);
  • службу по социально- правовой защите детей (социальные педагоги и юрист);
  • службу по работе с семьями, желающими взять ребенка в семью (семейный психолог и ведущий групповых тренингов подготовки семей, семейный консультант для дальнейшей терапевтической работы с семьей, социальные педагоги для обследования семьи и помощи семьям);
  • службу по работе с кровными родителями ребенка.

Патронатное воспитание это в первую очередь - форма устройства детей в семью.
Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями(если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.
Т.е. патронатная семья не является в полной мере законным представителем ребенка. Функции законного представителя имеются и у семьи, и у службы, передавшей ребенка в семью - у уполномоченной службы органа опеки и попечительства.
В какой мере и за что отвечает семья, а за что - служба, определяется в договоре о патронатном воспитании. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании.
В законах ряда субъектов установлено, что на патронатного воспитателя не могут быть возложены:

  • полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);
  • полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;
  • решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.

Эти вопросы остаются в компетенции уполномоченной организации. Патронатный воспитатель отвечает за обеспечение безопасности ребенка, сохранение его жизни и здоровья. Он наделяется полномочиями давать разрешение на экстренную госпитализацию и операцию ребенка. Вопросы о выборе формы обучения ребенка, о его плановом лечении, о плановой операции, о летнем отдыхе могут решаться как самостоятельно воспитателем, так и совместно с профессиональной службой по устройству детей. Объем полномочий сторон устанавливается в договоре исходя из потребностей ребенка и возможностей семьи.
Уполномоченная служба (организация) по патронату обязана исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка не полностью, а в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании, плане по защите прав ребенка.
Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.
Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации) по патронату, патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании в соответствии с действующим законодательством, и планом по защите прав ребенка, издаваемом органом опеки и попечительства (если таковой применяется).
Ребенок, переданный на патронатное воспитание в семью, обладает правами и льготами, уставленными для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком.
Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, а также родителей (законных представителей) ребенка.
В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы данного региона (или даже муниципального образования) договор о патронатном воспитании расторгается. Это связано с необходимостью постоянного личного контакта патронатной семьи и уполномоченной организации.
Патронатный воспитатель получает заработную плату и пособие на содержание ребенка. Размер пособия и заработной платы, порядок выплат устанавливаются законом субъекта РФ.
Патронатным воспитателям предоставляется оплачиваемый отпуск, назначается испытательный срок, вносится запись в трудовую книжку. Эти особенности возникающих отношений позволяют квалифицировать договор о патронатном воспитании как безусловно имеющий трудовой характер. Отсутствие регламентации распорядка дня, рабочего времени и круглосуточный характер работы относят их к разновидности трудовых отношений, характерных для труда надомников.
Таким образом, отношения, возникающие и при помещении ребенка на патронатное воспитание могут быть отнесены к труду надомников, регулируемому гл. 49 ТК РФ, а заключаемый договор о патронатном воспитании следует считать трудовым договором
На период отпуска патронатного воспитался ребенок может направляться в оздоровительный лагерь. Либо, в случае, если ребенок остается в семье во время отпуска воспитателя, временно заключается договор о патронатном воспитании с одним из обследованных членов семьи, или другим воспитателем.
Такое юридически простроенное взаимодействие семьи с специалистов служб по устройству является юридическим основанием, механизмом осуществления профессионального сопровождения ребенка и семьи после устройства в нее ребенка, впервые дает возможность поэтапно профессионально вести устроенного ребенка и оказывать помощь семье, вести мониторинг устройства и оценку успешности адаптации и реабилитации ребенка в семье, пересматривать план по защите прав ребенка, т.е. планировать меры по возможному возврату ребенка родителям, либо, если это не возможно, меры обеспечения стабильности семейного размещения на основе предоставляемой помощи ребенку и семье. Патронатное воспитание - первая в России форма именнопрофессиональнойработы на дому по воспитанию ребенка - социального сироты.
Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребенка.
Устанавливается следующий порядок проведения посещений: 1 раз в месяц в течение первых трех месяцев после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в полгода. Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье.
Ряд прочих отличий патронатного воспитания от других форм устройства детей на воспитание в семью (опека, усыновление, приемная семья):

1. Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью.

  • Помещаются дети, изъятые из семьи, вне зависимости от их юридического статуса (т.к. разграничиваются права по защите прав ребенка между родителями (если они еще не лишены прав), уполномоченной службой, патронатным воспитателем.
  • Появляется возможность для устройства в семью детей, свободных юридически, но имеющих мало шансов на усыновление (дети, вышедшие из младенческого возраста, братья и сестры, дети с различными проблемами в поведении, обучении, развитии).

2. Проводится предварительный профессиональный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью :

  • Проводится профессионально предварительное изучение семьи, желающей взять ребенка на воспитание в семью;
  • подбор семьи для ребенка осуществляется по принципу психологической совместимости;
  • проводится тренинговая программа подготовки воспитателей к выполнению своих обязанностей, дающая возможность человеку оценить свои возможности и мотивы;
  • возможность для воспитателей овладения новой профессией и профессионального роста.


3. Профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка:

  • разграничение прав и обязанностей между уполномоченной службой, патронатным воспитателем (и возможно кровными родителями ребенка (если они не ограничены в правах, не лишены родительских прав и не опасны);
  • материальная, медицинская, психологическая, юридическая, педагогическая и другие виды поддержки;
  • работа в команде, возможность общения в кругу единомышленников, расширения круга общения.

4. Форма патронатного устройстварасширяет круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание.

  • При опеке и усыновлении для усыновителей и опекунов необходимо выполнение формальных критериев, подтвержденных документально (официальный доход на члена семьи, жилищные нормативы в соответствии с пропиской, возрастной ценз для усыновителей, предпочтение полных семей неполным, требование официальной регистрации брака и пр.). Патронатными воспитателями могут стать люди, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут этого сделать по формальным (вышеуказанным) причинам:

          o семьи с небольшим официальным доходом;
          o с недостаточной официально оформленной жилплощадью;
          o одинокие женщины или женщины, состоящие в гражданском браке;
          o пожилые или очень молодые люди.

  • Появляется возможность взять ребенка в семью у людей, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут на это решиться, так как не имеют достаточной информации о ребенке, профессиональной подготовки, боятся остаться наедине с проблемами.
  • Появляется возможность профессиональной самореализации для женщин, имеющих своих детей, и для тех, кто рассматривают воспитание детей как любимое дело и профессию. Возможность официально работать, не выходя из дома.

5. Ребенок не теряет связь с кровной семьей.

  • Возможность для каждого ребенка поддержания его отношений с кровными родителями (если они не лишены родительских прав и не представляют для него опасности), с его братьями, сестрами и другими значимыми для ребенка людьми из его прошлого.

В настоящее время в семью на патронатное воспитание могут помещаться различные категории детей.
Приоритет отдается воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность его возвращения. В таких случаях ребенок отдается на краткосрочное размещение в семью патронатного воспитателя. Если после установленного срока кровная семья оказывается в состоянии воспитывать ребенка, он возвращается к своим родителям.
Если такой возможности не оказывается, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок. В ситуациях, когда нет надежды на восстановление кровной семьи, и кровные родители могут быть лишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатными воспитателями.
В соответствии с вышесказанным, в настоящее время возникают два основных направления работы по устройству ребенка в семью.
Первое - это долгосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели становятся для ребенка "родителями" (преобладание родительской роли), независимо от того, оформлено ли усыновление юридически.
Второе - краткосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период его жизни и удовлетворить его насущные потребности, а также участвуют в диагностике основных проблем ребенка (преобладание профессиональной роли у воспитателей).
На основании зарубежного опыта фостеровских семей, а также исходя из реальных потребностей детей, нуждающихся в государственной защите, можно выделить несколько видов патронатного воспитания:

  • Устройство на длительный срок. Ребенок устраивается в семью фактически до совершеннолетия. Возврат в кровную семью крайне маловероятен по причинам необратимого распада и деградации этой семьи. В случае успешного устройства образуются родственные связи. Ребенок воспринимает патронатных воспитателей, как своих родителей.
  • Устройство с перспективой усыновления (подготовка к усыновлению). То же, что в предыдущем пункте, при условии, что ребенок юридически свободен, а семья готова перейти к усыновлению и форму патронатного воспитания рассматривает как переходную. При переходе к усыновлению происходит официальное признание образовавшихся родственных связей.
  • Экстренное устройство на патронатное воспитание. Применяется в случаях, когда ребенок был срочно изъят из кровной семьи и по каким-либо причинам ему противопоказано или не обязательно нахождение в детском учреждении для диагностики и подготовки к жизни в семье (ребенок-инвалид, младенец, ребенок с особыми психологическими проблемами). Размещение производится на срок до нахождения постоянной патронатной семьи, либо семьи усыновителей; или до возвращения в кровную семью.
  • Устройство детей-инвалидов. Перед изъятием такого ребенка из семьи вначале необходимо найти семью, способную и готовую его принять. Желательно было бы специально готовить патронатных воспитателей, готовых воспитывать детей-инвалидов, и дополнительно оплачивать их труд.
  • Устройство подростков для подготовки к самостоятельной жизни. Задачи этого вида устройства специфические. За недолгий период до наступления совершеннолетия между ребенком и патронатным воспитателем, как правило, не образуется родственных связей. Патронатный воспитатель рассматривается подростком как авторитетный старший товарищ. Желательна специальная подготовка патронатных воспитателей для такого вида устройства. Заметим, что не все подростки согласятся пойти жить в новую семью, для некоторых это не приемлемо. Поэтому требуется тщательная диагностика ребенка перед решением вопроса о возможности его помещения в семью.
  • Устройство на короткий период времени (до полугода, либо периодически на небольшое количество дней) для воспитания ребенка на период болезни кровных или патронатных родителей, для воспитания ребенка на период отпуска (вынужденного отъезда) кровных или патронатных родителей; на выходные дни, каникулы. (В этих случаях оплата труда воспитателя производится по совокупности отработанных дней).

При любом виде патронатного воспитания всегда присутствуют 2 основные функции патронатного воспитания: родительская и профессиональная .
С одной стороны, патронатный воспитатель выполняет родительскую функцию по отношению к ребенку, вне зависимости от срока размещения ребенка в его семье. Как родитель, он любит ребенка, испытывает к нему привязанность, связывает с ним свою судьбу.
С другой стороны, патронатный воспитатель является профессионалом. Он использует специальные навыки, является членом коллектива профессионалов, выполняет поставленные перед ним задачи.
В различных случаях размещения ребенка удельный вес этих составляющих бывает разным. Так, при долгосрочном устройстве, устройстве маленьких детей превалирует родительская функция. При краткосрочном размещении, при устройстве в семью подростка большее значение приобретает профессиональная функция. Таким образом, можно говорить о двух типах патронатного воспитателя: "скорее родителя" и "скорее профессионала". Соответственно работа службы по подбору и подготовке патронатных воспитателей должна вестись параллельно в двух направлениях. Следует отметить, что в силу причин, которые были указаны в п.2, работа с воспитателями "скорее профессионалами" находится в стадии становления.
Патронатное воспитание предполагает наличие профессиональных служб, обеспечивающих как работу с ребенком до и после устройства, так и работу с самой патронатной семьей, а также работу с родителями ребенка. Тем самым можно говорить о том, что патронатное воспитание - это целостная педагогическая система, охватывающая всю совокупность субъект-субъектных отношений ребенка, его семьи, патронатной семьи и служб сопровождения. Введение данной системы автоматически обеспечивает переход к профессионально выстроенной работе по опеке и попечительству с привлечением системы специальных служб по реабилитации ребенка, устройства ребенка и сопровождению ребенка и семьи (заметим, и по работе с кровной семьей ребенка).
Т.е. создаются предпосылки для наилучшей защиты прав ребенка и укреплению гражданского общества, привлечению населения к решению проблемы социального сиротства .
Технологии, применяемые в педагогической системе патронатного воспитания, являются новыми социально-педагогическими технологиями.
Работа по патронатному воспитанию, таким образом, включает в себя: технологию взаимодействия с органом опеки и попечительства (технология планирования попечения, мониторинга и контроля); социально-педагогическую технологию реабилитационной работы с ребенком; социально-педагогическую технологию психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка; технологию работы с семьями, желающими взять ребенка на воспитание; технологию работы с кровными родителями ребенка. Все составляющие технологического процесса взаимосвязаны через единый процесс планирования попечения и неделимы. В этом смысле можно говорить о патронатном воспитании как о новой педагогической системе.

Кто может стать патронатным воспитателем

Круг лиц, кто может стать патронатным воспитателем, устанавливается в законах субъектов РФ. Стандартный перечень требований включает в себя следующее.
Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние граждане Российской Федерации обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, отстраненных от обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
  • лиц, не имеющих на момент заключения договора о патронатном воспитании постоянного места жительства, а также надлежащего жилого помещения;
  • лиц, имеющих на момент заключения договора о патронате судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.

В законах устанавливается порядок прохождения медицинского освидетельствования, аналогичный установленному для опекунов и усыновителей
На практике основную роль играет обследование семьи и подготовка, проводимая службой по устройству детей на воспитание в семью и их результаты.
В современной России у большинства граждан нет жилья, отвечающего всем требованиям. Поэтому, если обследование семьи показало, что семья обладает всеми необходимыми компетенциями и может реально помочь ребенку, то следует определить, есть ли возможность организовать в имеющемся жилом помещении отдельное место для проживания, занятий и игр для ребенка, а не следовать требованиям простого соответствия санитарным нормам на жилье.
Специалистами служб по устройству детей на патронат ряда регионов была проведена оценка различных факторов риска при помещении детей в семью (не обязательно на патронатное воспитание). См. : Оценка критериев успешности и факторов риска.
Заметим, что подобные факторы и критерии действуют и при устройстве ребенка на прочие формы устройства. Однако отсутствие профессиональной работы с заявителями и служб по устройству детей, и административно- формальный подход к делу в центрах усыновления и органах опеки не позволяет работать с заявителями на столь глубоком уровне, как это делается при наличии службы по устройству детей на патронатное воспитание.
Патронатные воспитатели проходят подготовку и обследование семьи в уполномоченной службе по патронату. По итогам специальной подготовки дается заключение. Сроки подготовки не должны формально фиксироваться. Патронатными воспитателями могут стать люди, которые никогда бы не смогли и не решились стать усыновителями или опекунами. Это, и одинокие женщины, и пожилые супружеские пары, и люди, не имевшие опыта воспитания детей и нуждающиеся в специальных знаниях. Специальная подготовка, подбор семьи и ребенка по психологической совместимости, профессиональная помощь после устройства ребенка, возможность освоиться в новой роли, индивидуальный подход и минимум формализма, - все это предает людям уверенность в собственных силах.
ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ ПАТРОНАТНЫМ ВОСПИТАТЕЛЕМ ЕСЛИ :

  • Вам нравиться профессионально воспитывать детей,
  • У Вас есть нерастраченные силы и потребность любить,
  • У Вас есть место в сердце и доме.

ПРИХОДИТЕ в службу патронатного воспитания:

  • если у Вас большая семья;
  • или Вы одиноки;
  • или Ваши дети выросли, и уже покинули дом;
  • или Вы хотите, чтобы у них появились братья и сестры;
  • или у Вас никогда не было детей, но Вы всегда об этом мечтали
  • если Вам нравится воспитывать детей и Вы хотите сделать это Вашей работой.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

  • серьезные соматические заболевания, проблемы с алкоголем или наркотиками, психическое нездоровье в соответствии с требованиями о здоровье, утвержденными Министерством Здравоохранения РФ.
  • криминальное прошлое и настоящее
  • отсутствие российского гражданства или соответствующей прописки (патронатный воспитатель это профессия, вы работаете воспитателем конкретного ребенка в конкретном учреждении)
  • недостаточная жилплощадь (для ребенка необходимо отдельное спальное место и место для занятий)
  • несогласие одного из членов семьи, проживающих вместе с кандидатом (даже в том случае, когда решение взять ребенка принимает один человек, ребенок придет жить в семью и воспитывать его будет семья)
  • необходимость получения работы в короткий срок (патронатные воспитатели проходят подготовку и обследование, занимающее некоторый период времени)
  • неготовность к сотрудничеству с уполномоченной службой
  • недостаточная компетентность, отсутствие соответствующих навыков
  • серьезные проблемы семьи .

Мотивация патронатного воспитателя

Организации, занимающейся профессионально устройством детей в семью и патронатным воспитателем в частности очень важно выяснить мотивацию кандидатов в патронатные воспитатели. В некоторых случаях это бывает затруднительно, поскольку сами кандидаты ее не осознают. Выявление истинной мотивации, по сути, эквивалентно определению шансов кандидата на успех. Заметим, что это справедливо для людей, которые хотят взять ребенка в семью, вне зависимости от того, на какую форму устройства они его оформят.
В патронатных службах такая работа ведется на протяжении всего периода подготовки кандидатов и, по сути, направлена на самодиагностику кандидатов. Тем же людям, которые не имеют возможности воспользоваться услугами профессиональных служб по устройству детей, мы советуем еще раз поразмышлять на тему, почему же они хотят взять ребенка на воспитание.
Опыт показывает, что мотивы можно разделить на 3 группы:

  • желание изменить структуру семьи (отсутствие собственных детей, желание иметь больше детей, желание изменить половозрастной состав семьи, синдром "пустого гнезда");
  • самореализация (желание любить кого-то, профессиональная самореализация, экзистенциальные мотивы);
  • общегуманистические мотивы помощи (желание помочь обездоленному ребенку, изменить несправедливое устройство общества и т. д.).

Все эти группы содержат как мотивы, способствующие успеху в воспитании патронатного ребенка, так и мотивы, которые говорят о вероятном возникновении трудностей.
В практике работы мы пришли к заключению, что способствующими успеху, т. е. позитивными, являются следующие мотивы:

  • отсутствие собственных детей, нереализованное материнство;
  • желание иметь больше детей, не до конца реализованный родительский потенциал;
  • потеря ребенка;
  • желание изменить структуру семьи (пол, возраст, "демографический баланс");
  • желание скомпенсировать собственный неудачный детский опыт более благополучным детством патронатного ребенка;
  • повторение семейной истории;
  • привязанность к конкретному ребенку;
  • потребность заботиться о ком-либо;
  • профессиональная самореализация;
  • трудоустройство;
  • экзистенциальные мотивы, связанные с поиском своего места в мире;

О вероятном возникновении трудностей говорят негативные мотивы:

  • стремление изменить статус семьи в глазах окружающих ("стыдно быть бездетными");
  • желание воздействовать на ситуацию в семье, на кого-то из ее членов;
  • страх одиночества, пустого гнезда;
  • желание исправить собственный неудачный родительский опыт (уязвленное самолюбие);
  • желание с помощью ребенка решить собственные психологические проблемы;
  • меркантильные соображения;
  • абстрактные соображения.

Важно отметить, что все мотивы необходимо рассматривать в совокупности. Даже негативный мотив, сочетаясь с несколькими позитивными, может способствовать успеху. Чем большее разнообразие мотивов движет кандидатом в патронатные воспитатели, тем больше у него ресурсов для преодоления возникающих трудностей. Достаточно сильная позитивная мотивация может сама по себе являться мощным ресурсом. Анализируя мотивы, по которым люди хотят стать патронатными воспитателями, важно понять, исходят ли они от самой личности или навязаны окружением, обществом.

Компетенции патронатного воспитателя

Патронатный воспитатель не только родитель, но и профессионал воспитания. Понятие профессионализма в применении к людям, берущим детей на воспитание в семью, еще только формируется в России. Однако, планируя прием или помещение ребенка в семью, необходимо оценить, с чем может семья справиться, а над чем еще надо работать.
Ряд зарубежных специалистов подсчитали, что патронатные воспитатели применяют до 25 тысяч различных умений и навыков.
А для практического использования в работе служб по устройству детей в семью можно выделить пять областей значимых ценностей, знаний и навыков (компетенций) и в данном деле.

  • РЕБЕНОК (Понимание ребенка и способность обеспечить его потребности. Способность обеспечить безопасные условия для его развития и воспитания).
  • Понимание возрастных особенностей ребенка, распознавание его потребностей
  • Умение понимать чувства ребенка и оказывать ему эмоциональную поддержку
  • Реалистичные представления о ребенке и о семье, из которой он пришел и готовность принять прошлое ребенка и его самого таким, какой он есть
  • Понимание причин задержки в развитии, распознавание их проявлений, готовность воспитывать ребенка с возрастными отклонениями, умение справляться с этими отклонениями
  • Понимание последствий жестокого обращения и их проявлений. Готовность помочь ребенку преодолеть эти последствия и умения научить его вести себя в ситуациях, несущих риск жестокого обращения
  • Умение заботиться о здоровье, гигиене и питании ребенка
  • Понимание причин трудного поведения ребенка
  • Умение устанавливать границы. Умение управлять поведением ребенка
  • Понимание особенностей сексуального развития ребенка, умение разговаривать на интимные темы откровенно.
  • СЕМЬЯ (Понимание особенностей своей семьи и умение приспособить семейную систему к задаче воспитания ребенка).
  • Осознание неизбежности изменений в жизни семьи после прихода ребенка, способность к этим изменениям
  • Понимание сильных и слабых сторон своей семьи и ее возможностей, умение их оценить
  • Умение справляться с кризисами
  • Понимание того, ребенка из какой семьи и с какими потребностями семья сможет принять
  • Предпочтения и возможности семьи для воспитания ребенка того или иного возраста
  • Способность обеспечить безопасность ребенка и безопасность членов семьи (предотвращение риска жестокого обращения) внутри и вне семьи. Умение научить ребенка вести себя в ситуациях несущих риск
  • Умение сотрудничать между собой в семье в деле воспитания ребенка.
  • ВОСПИТАТЕЛЬ (Понимание воспитателем своих личностных особенностей и своих слабых и сильных сторон, как воспитателя. Обеспечение заботы, контроля и требований. Способность к профессиональному росту).
  • Осознание своих умений как родителя и воспитателя, готовность их совершенствовать
  • Умение отказаться от стереотипов
  • Способность понимать и принимать других людей, уважение к различиям
  • Предпочтительные методы и приемы воспитания. Отношение к физическим наказаниям. Умение поощрять. Умение наказывать. Ненасильственное воспитание.
  • Умение справляться со своими чувствами. Умение контролировать эмоции (импульсивность). Умение справляться с тяжелыми переживаниями.
  • Умение соблюдать конфиденциальность
  • Способность к обучению, саморазвитию
  • Умение обращаться к собственному детскому опыту
  • ДРУГИЕ ЛЮДИ (Умение строить взаимоотношения с социальным окружением в интересах ребенка и помогать ребенку в налаживании социальных связей).
  • Умение говорить о ребенке с окружающими
  • Умение отстаивать интересы ребенка и защищать его
  • Умение налаживать социальные связи и учить этому ребенка. Наличие друзей, семьи, интенсивность общения, готовность вовлечь ребенка
  • ПАРТНЕРСТВО (Понимание системы семейного устройства и своего места в ней. Умение строить и поддерживать партнерские отношения со службой сопровождения).
  • Понимание прав и обязанностей принимающих семей при различных формах устройства, а так же особенностей патронатного воспитания.
  • Умение строить партнерские отношения и взаимодействовать с другими людьми
  • Готовность при необходимости просить и принимать помощь
  • Понимание роли кровных родителей в жизни ребенка и готовность содействовать поддержанию отношений ребенка с кровной семьей
  • Понимание неизбежности конфликтов и умение их разрешать.

Как стать патронатным воспитателем

Если Вы живете в Москве или Московской области, Вы можете обратиться в службу по устройству ребенка Детского дома № 19 "Наша семья" по телефону 267-62-80. После этого наши сотрудники:

  • Пригласят Вас на информационные встречи,
  • Проведут индивидуальные беседы с Вами и членами Вашей семьи,
  • Предложат пройти обучающий психологический тренинг (10 занятий по 3,5 часа);
  • Посетят Вашу семью, объяснят, какие документы необходимо собрать
  • Помогут Вам оценить свои возможности и принять осознанное решение
  • Поговорят о конкретном ребенке
  • Помогут Вам с ним познакомиться
  • Заключат с Вами договор
  • Предоставят социальную, психологическую и педагогическую помощь Вам и ребенку, Вашим детям и членам семьи после приема ребенка в семью (см.: Психологические проблемы детей) oip_ppd_09.rar [41,63 Kb]
  • Пригласят на тренинги "Я воспитываю ребенка".

Оценка критериев успешности и факторов риска на трех этапах подготовки патронатной семьи

Данные рекомендации представляют собой обобщенный опыт работы нескольких регионов по внедрению патронатного воспитания и предназначены для помощи специалистам служб, занимающихся устройством детей в семьи на патронатное воспитание. Можно прогнозировать ряд проблем с которыми могут столкнуться те регионы, которые предполагают внедрять у себя патронат. В частности:

  • отсутствие достаточной информации о положительном опыте внедрения патроната в нашей стране
  • нехватка методической базы
  • ограниченные возможности профессионального общения и обмена опытом
  • отсутствие кадров, либо недостаточная профессиональная подготовка

Анализ работы регионов показал, что, несмотря на некоторые различия условий жизни в регионах, были выявлены следующие общие для всех закономерности в становлении патронатных семей. Можно выделить три основных периода.

  • Период подготовки.
  • Период установления отношений
  • Период постоянного проживания

В каждый период происходит оценка кандидата и патронатного воспитателя по критериям успешности и фактора риска.
I. Период подготовки можно разделить на несколько этапов.
1. Первый этап - первичное информирование населения . Работа происходит по нескольким направлениям. Это:
Работа со СМИ, которым предоставляется информация о практическом опыте работы специалистов, работающих в детских домах и домах ребенка. Это способствует изменению взгляда общественности на детей, оставшихся без попечения родителей и проблемы, возникающие при устройстве таких детей в семью.
Информирование о конкретном проекте по патронату. Для этого используются реклама, листовки, буклеты, памятки.
Информирование заинтересовавшихся граждан при личных (первичных) встречах с сотрудниками проекта. На таких встречах они получают информацию об условиях, при которых могут стать патронатными воспитателями (объективные критерии отбора).
1.1. На этапе первичного информирования сообщаются объективные ограничения для кандидатов в патронатные воспитатели, на основании которых заинтересовавшийся гражданин сам оценивает свои шансы стать патронатным воспитателем:

  • проблемы с алкоголем или наркотиками
  • психическое нездоровье
  • серьезные соматические заболевания
  • криминальное прошлое и настоящее
  • отсутствие российского гражданства или соответствующей прописки
  • недостаточная жилплощадь (отсутствие отдельного спального места и места для занятий и отдыха)
  • несогласие одного из членов семьи, проживающих вместе с кандидатом
  • необходимость получения работы в короткий срок.

1.2. Факторы риска (то, что не является объективными критериями, но необходимо прояснять):
Возрастной ценз. Нужен индивидуальный подход, жесткие рамки устанавливать нецелесообразно, все зависит от личности воспитателя и потребностей ребенка. Но в некоторых случаях фактором риска может быть большая или маленькая разница в возрасте между ребенком и патронатным воспитателем.
Ярко выраженный религиозный фанатизм, отрицающий свободную волю других людей. Навязывание собственных религиозных убеждений и образа жизни может привести к подавлению и ущемлению интересов и здоровью ребенка. Однако социальному работнику, проводящему оценку, важно уметь абстрагироваться от собственных убеждений и понимать разницу между фанатиком и истинно верующим человеком.
Одинокие мужчины могут вызывать опасения в связи с риском мотива сексуального насилия. Этот мотив не просто выявить. Но в то же время не следует подозревать каждого обратившегося в службу мужчину. В таких случаях рекомендуется провести расширенный сбор информации - характеристики с места работы, беседы с родственниками и знакомыми.
Ярко выраженный материальный мотив сам по себе не может являться причиной для отказа, но при отсутствии профессиональных навыков и мотива профессиональной самореализации вызывает сильные сомнения.
    2. Второй этап подготовки - личные интервью (собеседование) и получение первичной информации о клиенте:

  • возраст
  • семейное положение
  • жилищные условия
  • профессия и род занятий
  • информация о членах семьи
  • информация об образе жизни
  • пожелания к полу и возрасту ребенка
  • отношение членов семьи к принятию ребенка.
  • предпочтительный вид патронатного воспитания
  • отношение к кровным родственникам ребенка

    2.1. Критерии успешности:

  • позитивная мотивация (один из мотивов - помощь)
  • поддержка членов семьи (значимого окружения)
  • серьезность намерений, и готовности кандидата и членов его семьи (значимого окружения)
  • близкие к реалистичным представления кандидата
  • гибкость кандидата
  • готовность к сотрудничеству со службами детского дома

    2.2. Факторы риска:

  •  неопределенная мотивация ("хочу помочь всему человечеству", "осчастливить бедного ребенка" и пр.)
  • несогласие членов семьи
  • формальное согласие членов семьи ("пусть делает что хочет, авось само рассосется")
  • нереалистичные ожидания ("придет и будет всем благодарен, всех полюбит", "отдадим учиться в аспирантуру", "поможет нашему ребенку не вырасти эгоистом" и пр.)
  • не пережитая психотравма
  • инфантилизм, ярко выраженная личностная незрелость (зависимость от собственных родителей, беспомощность в решении житейских проблем, коммуникативная беспомощность, витание в облаках)
  • подозрение на зависимости (алкоголизм, наркомания)
  • неготовность к сотрудничеству и разделению ответственности за ребенка со службами, самоуверенность.

В этих случаях не следует сразу же отказывать клиенту, а рекомендуется попытаться с ним работать. Например, в случае несогласия кого-то из членов семьи, желательно пригласить его на собеседование одного или вместе с кандидатом, и прояснить причины несогласия. В случае непережитой психотравмы, рекомендуется понять, в какой стадии переживания горя находится клиент. В случае острого переживания, следует, по возможности, отсрочить дальнейшую активную работу с клиентом, для того чтобы дать ему время восстановиться после травмы. Желательны дополнительные консультации с квалифицированным психологом. В случаях инфантилизма клиента необходимо оценить ресурс других членов семьи и рассматривать возможность помещения маленького ребенка при постоянном сопровождении семьи специалистами. В случаях подозрения на зависимости (алкоголизм, наркомания) следует либо впрямую обсудить с клиентом свои сомнения, либо попытаться прояснить ситуацию с помощью косвенных вопросов.

    2.3. Причины отказа в сотрудничестве:

  • явная неадекватность (немотивированная агрессия, бредовые идеи, явные иррациональные доводы, нелогичность, некритичность по отношению к собственным убеждениям, доводам, резонерство, т.е. по незначительному поводу изложение теорий с обобщениями и далеко идущими выводами)
  • ригидность, т.е. неспособность менять точку зрения, слышать собеседника
  • отказ от сотрудничества и обучения
  • некритичность к собственному воспитательскому опыту ("не повезло с собственными детьми, дайте хорошего").

    3. Третий этап подготовки - наиболее эффективен тренинг или учебные занятие с элементами тренинга. В случаях невозможности следует провести личную работу с кандидатами.
    3.1. Критерии успешности:

  • усвоение информации
  • активность в процессе подготовки
  • понимание слабых и сильных сторон себя и своей семьи
  • понимание необходимости обретения умений и навыков
  • готовность меняться
  • гибкость, вариативность, т.е. способность изобретать разные варианты решения одной и той же ситуации
  • адекватное представление о роли замещающего родителя
  • готовность привлекать свой личный опыт, анализировать его и переосмыслять " четкость представлений о ребенке, об изменениях в образе жизни своей семьи " готовность принять на себя ответственность.

    3.2. Факторы риска:

  • незаинтересованность членов семьи, непосещение ими занятий
  • пассивность во время занятий
  • некритичное восприятие собственной семьи, семейных представлений и традиций ("все что мы делаем в своей семье - безусловно правильно").
  • неспособность справляться со сложными ситуациями во время всего процесса ("когда будет ребенок, там и разберусь, сердце подскажет").
  • устойчивое неприятие игровой формы смены ролей, низкая спонтанность, т.е. способность быстро переключаться, представить себя в необычной роли, быстро встать на точку зрения другого человека.
  • непринятие роли замещающего родителя ("как родного прижму к груди").
  • полная неспособность принять прошлое ребенка и его привязанность к кровным родственникам.

Эти факторы не являются причиной для отказа, но на них следует обратить особое внимание при обследовании семьи.
3.3. Причины отказа в сотрудничестве:

  • непосещение занятий
  • отказ от выполнения домашних заданий
  • яркое проявление необучаемости, ригидности
  • яркое проявление агрессивности к группе или ведущему.

4. Четвертый этап подготовки - обследование семьи (посещение семей, семейные консультации, совместные и раздельные собеседования с членами семьи и кандидатами, обследование жилищных условий, обследование социума).
4.1. Критерии успешности:

  • заинтересованность всех членов семьи
  • реалистичные представления в оценке своей семьи и изменений, который внесет ребенок
  • готовность изменить уклад и условия жизни семьи
  • открытость к контактам
  • приемлемые жилищные условия
  • положительный опыт воспитания собственных детей
  • семейная история и традиции (традиции воспитания чужих детей, открытость к контактам)
  • устойчивость к стрессам
  • способность положительного видения ситуаций
  • уважительное отношение членов семьи друг ко другу, способность к принятию друг друга
  • наличие поддерживающего социума
  • присутствие домашних животных

4.2. Факторы риска:

  • наличие табуированных тем в семье ("секса нет", "деньги не главное", "родители всегда правы", "тайна усыновления")
  • подозрения на наличие зависимости (алкоголизм, наркомания).
  • постоянная закрытость, недоброжелательность по отношению к сотрудникам службы
  • неготовность выделить ребенку личное пространство
  • уклонение кого-то из членов семьи от общения с сотрудником службы по устройству
  • формальное отношение членов семьи к домашнему опросу
  • напряженные отношения между членами семьи (или с каким-то из членов)
  • присутствие людей с непонятным семейным статусов, о котором не было ничего известно ("Это мой гражданский муж", "бабушка из Киева")
  • проявление неуважения между членами семьи
  • подозрения на нестабильность отношений между супругами (нарушение "брачного контакта")

Все эти факторы необходимо прояснять вместе с семьей, используя разные средства диагностики. Иногда в практике бывает, что хотя все формальные критерии соблюдены, сотрудники службы устройства чувствуют сильное сомнение. В этом случае можно привлечь других специалистов и продолжить обследование.
4.3. Причины отказа в сотрудничестве:

  • несогласие членов семьи
  • антисанитарные условия
  • признаки зависимостей (алкоголизм, наркомания)

Уполномоченная организация по патронатному воспитанию

Работу по привлечению и подготовке патронатных воспитателей и последующее сопровождение семьи осуществляет уполномоченная организация органа опеки и попечительства по патронату.
Уполномоченная служба (организация) по патронату - это:

  • структурное подразделение органа опеки и попечительства, на которое органом опеки и попечительства возложены функции в соответствии с настоящим Законом;
  • воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения и другое аналогичное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которое органом опеки и попечительства возложены функции по патрон
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!


Версия для слабовидящих



Административные барьеры, препятствующие развитию бизнеса




 
 
 Город и люди
О городе
Предприятия города
Совет молодежи Общественные организации
Жизнь города Справочная информация
 
 
ГО «Мирный» © 2005-2023 гг. 164170, г. Мирный, Архангельская обл., ул. Ленина, 33.
При использовании материалов ссылка обязательна. Для замечаний и предложений.
Яндекс.Метрика