Минтруд России обновил методические рекомендации по борьбе с коррупцией в организациях » Официальный сайт городского округа Архангельской области «Мирный»
 
Старая версия сайта доступна по адресу www.old.mirniy.ru. Поддержка старой версии не производится. Администрация сайта.
Вы не авторизованы на сайте
 
 



Мирный Архангельской области » Информация для населения » Объявления » Минтруд России обновил методические рекомендации по борьбе с коррупцией в организациях



Минтруд России обновил методические рекомендации по борьбе с коррупцией в организациях

Опубликовано: 18-10-2019, 09:37

Минтруд России обновил методические рекомендации по борьбе с коррупцией в организациях Минтруд разместил на своей странице, посвященной методическому обеспечению мер по противодействию коррупции в организации, «Меры по предупреждению коррупции в организациях».

Документ доступен по ссылке: https://rosmintrud.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-106-src-1568817692.8748.pdf

Данные материалы включают:

  • Методическое руководство по предупреждению коррупции в организациях;
  • Памятка об обязанностях сотрудников в этой сфере;
  • Рекомендации по оценке коррупционных рисков.

Почему необходимо внедрять меры по предупреждению коррупции в организациях?

Минтруд России называет различные мотивы.

  • Приверженность организации закону
  • Укрепление репутации компании среди других компаний и клиентов за счет приверженности высоким этическим стандартам в деловых отношениях
  • Защита от коррупционных посягательств со стороны недобросовестных представителей других компаний, государственных органов и органов местного самоуправления
  • Снижение рисков применения в отношении организации мер ответственности за подкуп должностных лиц
  • Снижение вероятности наложения на организацию санкций за недолжные действия посредников и партнеров
  • Добросовестное поведение сотрудников по отношению друг к другу и к самой организации

Каким организациям необходимо?

Минтруд России выделил виды деятельности, где риск коррупции особенно высок – это закупки, арендные отношения, продажа активов компании, финансирование организацией деятельности сторонних лиц.

Ключевые инструменты по предупреждению коррупции в организациях

Документ содержит ключевые инструменты, которые организациям рекомендуется внедрять в целях эффективного предупреждения коррупции.

Для противодействия коррупции Минтруд России предлагает принимать следующие меры:

  • разрабатывать и принимать локальные правовые акты, регулирующие данную сферу;
  • проводить оценку коррупционных рисков;
  • предлагать работникам подавать декларации интересов, анализировать сведения из таких деклараций;
  • принимать меры, направленные на выявление нарушений либо поиск конфликта интересов;
  • на основании поступающей о конфликтах интересов информации проводить проверки;
  • взаимодействовать с государственными органами, если они осуществляют надзорные мероприятия по соблюдению антикоррупционного законодательства;
  • согласовывать кадровые решения или сделки;
  • проверять контрагентов с точки зрения добросовестности;
  • проводить работу с сотрудниками по противодействию коррупции (информировать, обучать и т. д.);
  • проводить мониторинг законодательства и правоприменительной практики;
  • заключать коллективные соглашения в этой сфере;
  • проводить мониторинг осуществляемых мер, ответственным сотрудникам - готовить отчетность.

Сотрудники по противодействию коррупции

Минтруд России предлагает крупным компаниям создать специальное подразделение для выполнения этих функций. В небольших организациях возможно возложить такие обязанности на сотрудников отделов комплаенса, безопасности, юридического отдела, отдела кадров или внутреннего аудита.

В микропредприятиях эти функции можно поручить руководителю компании либо его заместителю.

Минтруд России рекомендует учитывать: возложение на сотрудников дополнительных обязанностей, связанных с антикоррупционной политикой, может «свести на нет» всю эффективность такой работы. Поэтому лучше выделить единицы в штате, которые будут заниматься исключительно мерами борьбы с коррупцией.

Функции, возлагаемые на такие подразделения или сотрудников, могут включать:

  • разработку проектов локальных нормативных актов по вопросам предупреждения коррупции и соответствующих методических материалов;
  • участие в проведении в организации оценки коррупционных рисков;
  • сбор и анализ деклараций и уведомлений, представляемых работниками в целях противодействия коррупции (например, декларации интересов);
  • выявление ситуаций конфликта интересов, признаков нарушений антикоррупционных мер, принятых в организации, коррупционных правонарушений;
  • проведение проверок на основании информации о возможном конфликте интересов и (или) коррупционных правонарушениях;
  • взаимодействие с правоохранительными и иными государственными органами при проведении мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, проверок и расследований;
  • участие в согласовании определенных кадровых решений, сделок;
  • проверку добросовестности контрагентов;
  • информирование, консультирование и обучение работников по вопросам противодействия коррупции;
  • мониторинг изменений российского и применимого к организации зарубежного антикоррупционного законодательства, релевантной судебной практики;
  • обеспечение участия организации в коллективных соглашениях по вопросам противодействия коррупции;
  • регулярный мониторинг реализации мер противодействия коррупции в организации, подготовка соответствующих отчетных материалов и предложений для руководства.

Трудовые договоры работников организации

Обязанность соблюдать положения утвержденной антикоррупционной политики и локальных нормативных актов организации в сфере предупреждения коррупции рекомендуется включить в трудовые договоры всех работников организации.

При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

Антикоррупционная политика организации и система локальных актов по предупреждению коррупции

Деятельность по предупреждению коррупции в организации должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется, прежде всего, разработать и принять антикоррупционную политику организации.

Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется особенностями деятельности организации.

В образовательной организации здесь возникает круг вопросов, которые так или иначе попадают в правовое поле противодействия коррупции (набор в образовательную организацию, дополнительные платные образовательные услуги, закупки товаров, работ и услуг, работа с внебюджетными фондами и благотворительными (спонсорскими) взносами и т. д.).

При этом антикоррупционную политику целесообразно изложить в доступной форме и обеспечить ее доведение до работников и контрагентов организации, в том числе посредством размещения на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии).

Поскольку у образовательной организации не может не быть официального сайта, то надзорные органы в разделе «Документы» смогут найти данный документ.

В антикоррупционной политике организации могут быть отражены:

  • цели и задачи антикоррупционной политики;
  • используемые понятия и определения;
  • область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие;
  • обязанности руководителей и работников, связанные с предупреждением коррупции;
  • ответственность работников за несоблюдение положений антикоррупционной политики;
  • порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику организации;
  • используемые в организации антикоррупционные инструменты.

При этом необходимые детализированные процедуры применения отдельных антикоррупционных инструментов (методика оценки коррупционных рисков, порядок регулирования конфликта интересов, стандарты и кодексы поведения и т. д.) могут быть включены в антикоррупционную политику организации в качестве приложений либо быть утверждены в форме отдельных локальных нормативных актов.

При разработке антикоррупционной политики организации необходимо учитывать форму собственности, организационно-правовую форму, отраслевую принадлежность, размер, структуру, географию деятельности, модель управления, специфику внутренних операций организации (закупки, маркетинг, продажи т. д.) и иные особенности.

Разработчиком антикоррупционной политики организации может выступать работник или структурное подразделение организации, на которых планируется возложить функции по предупреждению коррупции. Крупным и средним предприятиям, располагающими достаточными финансовыми ресурсами, к разработке и последующей реализации соответствующей антикоррупционной политики могут привлекаться внешние эксперты.

Помимо лиц, непосредственно ответственных за разработку проекта антикоррупционной политики, рекомендуется активно привлекать к его обсуждению широкий круг работников организации. Для этого необходимо обеспечить информирование работников о возможности участия в подготовке проекта антикоррупционной политики. В частности, проект политики может быть размещен на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Также полезно проведение очных обсуждений и консультаций.

Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения коррупции, рекомендуется утверждать локальными нормативными актами, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.

Принятие антикоррупционной политики организации должно сопровождаться информированием работников об установленных ею подходах к противодействию коррупции и разъяснением важности их соблюдения; желательным также является привлечение к информированию руководства организации. Всех работников организации рекомендуется ознакомить с антикоррупционной политикой под роспись. Обязанность соблюдать антикоррупционную политику организации также рекомендуется включать в трудовые договоры работников.

Антикоррупционные стандарты и кодексы поведения

Одним из наиболее полезных инструментов предупреждения коррупции в организации является установление для работников стандартов и кодексов поведения.

Внедрение системы антикоррупционных стандартов направлено на решение двух основных задач:

  1. ограничить круг возможных действий работника, которые могут привести к его попаданию в ситуацию конфликта интересов (например, получение подарка или предложения о работе по совместительству от организации-конкурента могут в дальнейшем побудить работника совершить те или иные действия в пользу такой организации, идущие вразрез с его трудовыми обязанностями; установление соответствующих антикоррупционных стандартов на получение подарков и работу по совместительству позволят предупредить попадание работника в такую этически спорную ситуацию);
  2. затруднить осуществление или сокрытие уже имевших место коррупционных правонарушений.

Антикоррупционные стандарты имеют более широкий спектр действия, чем регулирование вопросов, связанных непосредственно с недопустимостью совершения коррупционных правонарушений.

В данные стандарты следует включить положения, устанавливающие ряд правил (порядков) поведения работников, затрагивающих общую этику деловых отношений и направленных на формирование этичного, добросовестного поведения работников и организации в целом.

Антикоррупционные стандарты могут значительно различаться между собой по степени жесткости устанавливаемой регламентации.

С одной стороны, в них можно закрепить только основные ценности и принципы, которые организация намерена культивировать в своей деятельности. С другой стороны, можно установить конкретные, обязательные для соблюдения правила поведения.

Организации следует разрабатывать антикоррупционные стандарты исходя из собственных потребностей, задач и специфики деятельности. Использование типовых решений является нежелательным. Вместе с тем при подготовке антикоррупционных стандартов организация может руководствоваться, например, кодексами деловой этики, принятыми в данном профессиональном сообществе.

При разработке системы антикоррупционных стандартов рекомендуется принимать во внимание, что в зависимости от занимаемой должности работники могут быть в разной мере подвержены коррупционным рискам. В связи с этим целесообразным может стать применение к разным категориям работников различающихся по степени строгости антикоррупционных стандартов.

Устанавливая антикоррупционные стандарты, следует обеспечить строгое соблюдение законодательства, в том числе трудового законодательства и законодательства о персональных данных, с тем, чтобы избежать нарушения прав работников.

Антикоррупционные стандарты рекомендуется закреплять в локальных нормативных актах организации. Работников следует ознакомить с ними под роспись.

Процедуры, направленные на предупреждение коррупции, могут быть установлены в различных локальных актах организации, однако более предпочтительным является их закрепление в едином документе, например, кодексе деловой этики (кодекс поведения). Кодекс деловой этики может быть посвящен только антикоррупционным стандартам, а может включать и иные рекомендации по поведению работников организации, например, касающиеся правил взаимодействия с коллегами и клиентами, дресс-кода и т. д.
Кодекс деловой этики может закреплять как общие ценности, принципы и правила поведения, так и специальные, направленные на регулирование поведения в отдельных сферах.

Примерами общих ценностей, принципов и правил поведения, которые могут быть закреплены в кодексе, являются:

  • соблюдение высоких этических стандартов поведения;
  • поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности;
  • следование лучшим практикам корпоративного управления;
  • создание и поддержание атмосферы доверия и взаимного уважения;
  • следование принципу добросовестной конкуренции;
  • следование принципу социальной ответственности бизнеса;
  • соблюдение законности и принятых на себя договорных обязательств;
  • соблюдение принципов объективности и честности при принятии кадровых решений.

Общие ценности, принципы и правила поведения могут быть раскрыты и детализированы для отдельных сфер (видов) деятельности. Например, в сфере кадровой политики может быть закреплен принцип продвижения на вышестоящую должность только исходя из деловых качеств работника или введен антикоррупционный стандарт, устанавливающий особенности работы в организации родственников на условии их прямой подчиненности друг другу. При этом в кодекс могут быть введены правила реализации определенных процедур, направленных на поддержание декларируемых стандартов, и определения используемой терминологии.

Например, при закреплении принципа продвижения на вышестоящую должность только на основе деловых качеств работника может быть установлена процедура обращения работника с жалобой на нарушение этого принципа. При установлении антикоррупционного стандарта, устанавливающего особенности работы в организации родственников на условии их прямой подчиненности друг другу, может быть дано точное определение понятия «родственники», то есть четко определен круг лиц, на которых распространяется действие данного стандарта. Таким образом, кодекс деловой этики может не только декларировать определенные ценности, принципы и стандарты поведения, но и устанавливать правила и процедуры их внедрения в практику деятельности организации.

Оценка коррупционных рисков

При выстраивании эффективной антикоррупционной политики критически важным является понимание того, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками конкретной организации с учетом специфики ее деятельности, в рамках каких бизнес-процессов такие правонарушения наиболее вероятны, каковы возможные способы или схемы их совершения и к каким последствиям они могут привести.

Неслучайно раздел «Оценка коррупционных рисков» - один из самых сложных в методических материалах.

Регулирование конфликта интересов и Положение о регулировании конфликта интересов

Одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции в организации является выявление и урегулирование конфликта интересов.

В Положение о регулировании конфликта интересов могут включаться:

  1. цели и задачи принятия положения;
  2. круг лиц, попадающих под его действие;
  3. основные используемые понятия и определения (в том числе понятия "личная заинтересованность", "конфликт интересов", "связанные лица" и иные);
  4. принципы раскрытия и урегулирования конфликта интересов в организации;
  5. действия работников в связи с предупреждением, раскрытием и урегулированием конфликта интересов и порядок их осуществления;
  6. порядок раскрытия конфликта интересов (декларирования);
  7. порядок рассмотрения деклараций и урегулирования конфликта интересов;
  8. меры ответственности.

В организации возможно установление различных видов раскрытия конфликта интересов, в том числе:

  • раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу;
  • раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность;
  • разовое раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций конфликта интересов.

Раскрытие сведений о конфликте интересов целесообразно осуществлять в письменном виде. Может быть допустимым первоначальное раскрытие конфликта интересов в устной форме с последующей фиксацией в письменном виде.

Крупным и средним предприятиям полезным может быть ежегодное заполнение рядом работников декларации о конфликте интересов.

Не только санкции, но и стимулирование

Нецелесообразно выстраивать антикоррупционную политику организации исключительно на санкциях.

При наличии ресурсных возможностей организация может также выстроить систему стимулирования, направленную на соблюдение деловыми партнерами антикоррупционных стандартов. В целях поощрения работников могут быть предусмотрены как материальные стимулы, так и нематериальные или их совокупность.

Кроме того, рекомендуется выстроить такую систему, которая направлена на вознаграждение и защиту работников организации, сообщивших о фактах коррупции. Рассматриваемая система должна быть выстроена таким образом, чтобы минимизировать злоупотребления со стороны работников организации и при этом учитывать, что сообщения о предполагаемых фактах коррупции могут быть ошибочны.

Также в методических материалах можно получить информацию по следующим вопросам:

  • Получение и дарение подарков, незаконное вознаграждение
  • Иная оплачиваемая деятельность и владение ценными бумагами
  • Спонсорская, благотворительная деятельность, взносы на политические цели, пожертвования политическим партиям
  • Использование информации ограниченного доступа
  • Проверка контрагентов и антикоррупционная оговорка
  • Антикоррупционный аудит отдельных операций и сделок
  • Информирование, консультирование и обучение работников
  • Каналы получения информации о возможных коррупционных правонарушениях
  • Внутренний контроль и ведение бухгалтерского учета
  • Взаимодействие с правоохранительными органами и иными государственными органами в целях противодействия коррупции
  • Участие в коллективных инициативах
  • Мониторинг эффективности реализации мер по предупреждению коррупции

Правовой департамент администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!


Версия для слабовидящих



Административные барьеры, препятствующие развитию бизнеса




 
 
 Город и люди
О городе
Предприятия города
Совет молодежи Общественные организации
Жизнь города Справочная информация
 
 
ГО «Мирный» © 2005-2023 гг. 164170, г. Мирный, Архангельская обл., ул. Ленина, 33.
При использовании материалов ссылка обязательна. Для замечаний и предложений.
Яндекс.Метрика