Официальный сайт МО «Мирный» Архангельской области > Версия для печати > Уникальный, талантливый, увлеченный. Александр Иванович Агеев Официальный сайт МО «Мирный» Архангельской области > Новости > Уникальный, талантливый, увлеченный. Александр Иванович Агеев

Адрес статьи: https://mirniy.ru/press/news/19728-unikalnyy-talantlivyy-uvlechennyy-aleksandr-ivanovich-ageev.html

Опубликовано: 24-09-2021, 10:56.

Уникальный, талантливый, увлеченный. Александр Иванович Агеев

Уникальный, талантливый, увлеченный. Александр Иванович Агеев21 сентября исполнилось бы 75 лет почетному гражданину города Александру Ивановичу Агееву. Его не стало десять лет назад, но воспоминания о нем живут в сердцах многих людей.

Оказавшись прикованным к инвалидной коляске, он не опустил руки. Наоборот – открыл для себя новые горизонты. Талантливый и необыкновенно работоспособный, Александр Иванович сделал многое, чтобы сохранить для будущих поколений историю: изготовленные им макеты церквей, колоколен, крестьянских изб дают представление о деревянной архитектуре прошлого, собранный краеведческий материал знакомит с особенностями жизни и быта обитателей плесецких деревень. Благодаря своим разнообразным увлечениям народный мастер познакомился со множеством людей. С некоторыми из них мне удалось побеседовать.

Как о первоклассном эксперте-криминалисте говорят об Агееве ветераны отдела МВД. Иван Островский вспоминает: «Александр Иванович был и участковым, и в ОБХСС работал, так что милицейскую службу изучил досконально. Этот опыт ему потом пригодился, когда он уже стал экспертом. Выезжая на происшествие, с собой брал максимум необходимого оборудования. Там, на месте, всегда знал, на что стоит обратить внимание. Другой бы, может, и не заметил, а он всё осмотрит и найдет».

* * *

Не только служба в милиции, но и добрые приятельские отношения связывали Александра Ивановича с еще одним сотрудником отдела – Николаем Рохиным. «Специфика нашего отдела такова, что эксперт должен быть универсалом. Саша таким и был, специалист, как говорят, от Бога. На моей памяти он – единственный из сотрудников, кто был награжден орденом «Знак Почета», - рассказывает Николай Дмитриевич. - Что еще в нем привлекало, вызывало уважение? У него всегда были увлечения, к которым он относился очень серьезно, вдумчиво. Марки собирал, монеты, потом резьбой по металлу занялся, плетением из бересты и многое мог про всё это рассказать.

Была у него в характере такая черта, как упертость, в хорошем понимании. Если что задумал – сделает. Дачи у нас находились рядом, и я не уставал удивляться, как он, уже оставшись без ног, передвигаясь на специальных приспособлениях для рук, саперной лопаткой облагораживал участок так, как не каждый здоровый сделает.

А когда он загорелся мыслью восстановить часовню Казанской иконы Божьей Матери, то списался со знающими людьми, нашел чертежи, изготовил макет с точным соблюдением пропорций, в общем, не бросил идею на полпути, довел начатое дело до конца». (Часовня Казанской иконы Божьей Матери, стоявшая в деревне Плесцы, была воссоздана по макету А. И. Агеева практически на своем прежнем месте и освящена в 2004 году. – Прим. авт.)

Как-то Николай Дмитриевич предложил мастеру продать хотя бы какие-то его макеты. «Он мне ответил тогда: ”Ты даже не говори об этом. Я делаю это не для продажи”».

* * *

Валентина Елисеева более сорока лет была знакома с Александром Агеевым, которого связывали общие увлечения с ее мужем: «Муж в то время занимался чеканкой по металлу, резьбой по дереву, делился с Александром Ивановичем своими книгами, вместе обсуждали работы. Когда Александр Иванович решил заняться изготовлением макетов, то сообща стали искать материал, инструменты. А еще он много читал краеведческой литературы, общался с музейными работниками, чтобы знать, как именно выглядели здания.

Когда остался без обеих ног, конечно, ему пришлось тяжело. Но он был упертым, в лучшем смысле этого слова, и задумок своих не оставил. Вот эта твердость характера меня в нем всегда восхищала. И трудолюбие: ведь все детали он делал вручную: пилил, строгал, шлифовал…

Когда мы вместе бывали на выставках, куда он привозил свои модели, то возле них всегда собиралось много детей. И Александр Иванович терпеливо отвечал на все их вопросы, объяснял, приглашал в гости на мастер-класс.

Хорошего человека мы потеряли и надежного друга…»

* * *

Интерес к деревянной архитектуре свел с Агеевым Мариану Калигину: «Я позвонила, договорилась о встрече, он с радостью: конечно, конечно, приходите. Когда я пришла, меня поразило, что он открыл сам, не на коляске, так. Представляете?

Александр Иванович мне очень много рассказал тогда, ответил на все мои вопросы. Такие тонкости знал – не в каждой книге найдешь. Я узнала, что для своих макетов он ищет тот же материал, из которого была сделана сама постройка: будь то сосна, ель или лиственница.

И еще: он не побоялся дать мне, малознакомому, в общем-то, человеку, почитать свою литературу, которую так просто не достать.

Удивлял его оптимизм, жизнеутверждающая позиция. Представляю, как ему было тяжело, но он никогда не жаловался, еще и других поддерживал. Конечно, ему очень помогала жена, Маргарита Андреевна, всегда была с ним рядом. Мастер и Маргарита…

Я считаю, надо обязательно сохранить память об Александре Ивановиче, и детям в школах рассказывать, какой удивительный человек жил в нашем городе».

* * *

После кончины Александра Агеева семья Калигиных выступила с инициативой установить на его доме мемориальную доску. «Я обошел всех жильцов дома, - вспоминает Александр Калигин, - подписали все. С администрацией договорился. Табличку сделали. Думал я еще, хорошо бы улицу назвать именем Агеева…».

 * * *

Игорю Елиферову тоже посчастливилось много лет быть лично знакомым с мастером: «Первые наши встречи состоялись в мои школьные годы, и Александра Ивановича я помню еще без его брендовой бороды», - с присущим ему чувством юмора рассказывает Игорь Николаевич.

«Потом настал мой период фотографа-трудовика (Игорь Елиферов работал в школе учителем труда. – Прим. авт.). Я пришел сфотографировать их с Маргаритой Андреевной. Гостеприимные, хлебосольные, общительные люди. И очень скромные. Александр Иванович всё рассказывал про мастеров из нашего края: кузнецов, звонарей, резчиков, плотников, столяров, а про себя совсем чуть-чуть. Тогда я и узнал, что у него есть трудности с самым элементарным – материалом для макетов. Их ведь из абы чего не сотворишь, нужна древесина достойная и благородная.

У меня в то время кассеты от фотокамеры-гармошки (старожилы помнят такие фотоагрегаты из фотоателье) лежали без надобности, там был сплошной бук полированный. Вот и пригодились - презентовал ему на доброе дело. А потом еще часто забегал, благо, что школьные мастерские были через дорогу от дома Александра Ивановича. То чаю попить, то по резцам посоветоваться (они, к слову, у него были исключительного качества, причем самодельные, сам изготовил и заточил), то новые работы сфотографировать…

Уникальный был человек, теоретик и практик в одном лице, такими ремеслами владел, про которые не все и слыхали.

Теперь о наших встречах мне напоминают не только фотографии Александра Ивановича, но и сделанные им шаркунок и солонка из бересты».

* * *

Талант рассказчика, о котором вспоминают многие знакомые Агеева, нашел еще одно воплощение: в книге. Татьяна Хоботова тесно общалась с Александром Ивановичем, когда пресс-служба городской администрации работала над изданием «Город космических стартов»: «Он предложил познакомиться со своими краеведческими наработками. Это был неожиданный ракурс прошлого города, а сейчас так вообще просто уникальный материал. Столько объездить мест, столько провести встреч с людьми, собрать фотографии, составить со слов очевидцев топографические чертежи отдельных деревень, обработать материал, его структурировать! Такой объем обычно «тянут» целым редакторским коллективом. Нам же фактически не пришлось даже корректировать рукопись. А ведь он был человеком далеким от журналистики.

Горько осознавать, что сегодня нет последователей его исследовательской краеведческой деятельности, нет продолжения. И ты очень отчетливо понимаешь, о ком это - «соль земли русской». О нем. Об Александре Ивановиче Агееве».

* * *

Бесконечно благодарны Александру Агееву за его титанический труд, восстановление исторической памяти об утраченных плесецких деревушках их жители.

Александр Иванович в течение нескольких лет разыскивал сельчан, родившихся и выросших в местах, где сейчас располагаются космодром и город Мирный. По его инициативе в 2010 году удалось установить поклонный крест в бывшей деревне Кочмас, на месте стоявшего там храма Рождества Пресвятой Богородицы. А ведь в то, что это событие состоится, сначала мало кто верил. Алевтина Котельникова тоже сомневалась в успехе задумки Агеева: «Он был очень любознательный и неравнодушный. Сказал: поставим поклонный крест. Я говорю: ”Александр Иванович, это нереально. Это ж надо туда-сюда поездить, это же не просто”. А он: ”Я говорит, ничего не боюсь, меня тринадцатой не лишат, звезды с меня не полетят, я не боюсь”.

Мы и не верили, а потом нам сообщили, что состоится освящение креста в Кочмасе. И столько народу собралось, не только из Плесецка, Тарасова – из Мурманска мужчина приехал! А вы бы видели глаза старушек! Они потом сказали: ”Нам родину нашу вернули…”»

«Ему было не всё равно, – продолжает Алевтина Александровна, - он всё очень подробно спрашивал, записывал, про каждую деревушку написал. И книгу, когда нам потом, уже после его ухода, подарили - мы тронуты были до глубины души!»

* * *

С 2019 года имя Агеева носит Центральная муниципальная библиотека Мирнинской ЦБС. Александр Иванович не раз принимал участие в ее мероприятиях, всегда откликался на предложение организовать выставку работ, и потому руководство и сотрудники решили сделать всё максимально возможное, чтобы сохранить его творческое наследие. В марте 2021 года в ЦМБ была открыта музейная комната А. И. Агеева. Экспонаты для нее передали в дар вдова и сын мастера.

Заведующий отделом обслуживания детской библиотеки Светлана Шилина вспоминает: «Мы недолго были знакомы с Александром Ивановичем, но еще при первых встречах меня поразило его огромное жизнелюбие, сила духа, усердие, с которым он занимался своим делом, и искренний интерес к истории Севера. А еще он был прекрасным рассказчиком, запомнился, например, его рассказ о встрече с одним из самых известных звонарей России Иваном Даниловым, который сам научился звонарному делу и возродил колокольный звон в России. Александр Иванович назвал его «русским богатырем». Один из макетов, изготовленных мастером, – это концертная звонница памяти Ивана Данилова, на ее создание ушло шесть месяцев практически каждодневного труда.

Думаю, многие со мной согласятся, что с уходом Александра Ивановича город потерял талантливого мастера, краеведа-исследователя, бесценное наследие которого уже не собрать воедино».

* * *

Наверняка есть еще много людей, кто хотел бы рассказать про Александра Ивановича, их воспоминаний, пожалуй, хватит на целую книгу. Возможно, когда-нибудь такая книга и появится, во всяком случае, очень бы этого хотелось.

Лилия Петренко


Вернуться назад