Официальный сайт МО «Мирный» Архангельской области > Версия для печати > Моя семья, мои корни Официальный сайт МО «Мирный» Архангельской области > Новости > Моя семья, мои корни

Адрес статьи: https://mirniy.ru/press/news/18946-moya-semya-moi-korni.html

Опубликовано: 2-04-2021, 09:17.

Моя семья, мои корни

Моя семья, мои корниЭффективная социализация, по мнению автора одноименной технологии Н. П. Гришаевой, может быть реализована тогда, когда ребенок имеет возможность почувствовать себя в разных социальных ролях. Выражаясь словами автора - «прожить ситуацию в той или иной роли». В марте наши воспитанники жили под девизом «Я  – часть семьи».

Месяц был наполнен  различными видами деятельности. На клубных часах   мастерили семейные фотоальбомы, рисовали  древо семьи, рассказывали о семейных увлечениях. Но самое главное, что, собственно, составляет суть погружения в семейную тему, – сюжетно-ролевая игра. Дети образовывали семьи и в течение часа жили в своей созданной семье. Пространство групп мобильно поделилось на несколько «квартир». Всю обстановку ребята создавали подручными средствами. В выборе занятий им также был предоставлен полный простор для проявления инициативы. Мы, взрослые, лишь сидели в сторонке и наблюдали за процессом. Поделюсь некоторыми фрагментами своих наблюдений.

В игровом уголке обосновалась семья из 4 человек: папа сидит за компьютером, мама не выпускает из рук пылесоса, то и дело перемещая его из одного угла комнаты в другой. Детишки играют на маленьком диванчике. Проходит 5-10 минут, но сцена не меняется. Лишь папа более активно стучит по клавиатуре и предлагает детям ставить лайки. Дети перемещаются ближе к компьютеру, и добрый папа заказывает им еду по Интернету. На столе появляется чай, фрукты, сладости. Дети в восторге!

А вот другая семья. Здесь все явно не так радужно. Назревает конфликт между папой и мамой по поводу  сервировки стола. Вроде пустячок, но мама, повышая голос, заявляет, что папа не должен вмешиваться в кухонные дела. Папа категорически не согласен и, расстроенный до слез, уходит из семьи.

В третьей «квартире» – полное спокойствие. Мама и папа раздают детям карандаши и листки бумаги. Все увлеченно рисуют, причем каждый свое.

Наблюдая за играми детей во всех группах, можно отметить общую тенденцию – отсутствие некой деятельностной общности, объединяющего коллективного интересного дела. И как-то совсем не заметно проявлений взаимопомощи. Попробуем задуматься над этим, ведь дети в своей игре отражают реальную жизнь и полученный опыт – это известный факт. Мы, педагоги, поделившись мнениями, пришли к общему знаменателю: уклад современной семьи базируется не столько на общей, сколько на единоличной основе. Возможно, у каждого и есть некоторые обязанности, но он выполняет их, не входя во взаимодействие с другими членами семьи или делая это по минимуму. К примеру, мама выполняет вместе с ребенком домашнее задание. Да, без сомнения это их общение. Но основано оно не столько на личностном эмоциональном интересе друг к другу, сколько на выполнении поставленной задачи, которая докучно нависает как над родителем, так и над ребенком. Уроки сделаны, ура!  Мама может заняться своими делами, ребенок – своими. И снова все входит в привычный жизненный ритм. Позволю заметить, что это только лишь предположения, объясняющие особенности детских игр в семью. Интересно, как бы изменились эти игры, будь в роли чада не сверстник, а ребенок из младшей группы. К сожалению, сложившиеся ограничительные условия не дают нам этого сделать. В будущем мы предоставим нашим старшим ребятам такую возможность. А пока на обсуждениях прошедших игр с детьми нам остается лишь еще и еще раз подводить их к мысли  о том, что семья – это прежде всего жизнь любящих, уважающих и поддерживающих друг друга людей, которые делают общие полезные дела.

Татьяна Холодова,
старший воспитатель МКДОУ № 8


Вернуться назад