Официальный сайт МО «Мирный» Архангельской области > Версия для печати > Комментарии специалистов Официальный сайт МО «Мирный» Архангельской области > Патронатное воспитание > Комментарии специалистов

Адрес статьи: https://mirniy.ru/opeka/patronatnoe-vospitanie/65-kommentarii-specialistov.html

Опубликовано: 5-04-2011, 10:24.

Комментарии специалистов

Теория привязанностей

Дж.Боулби ( Bowlby ) 1, основоположник "Теории привязанностей", его последователь Эйнсворт ( Ainsworth ) 2 и другие ( Cassidy , Crittenden 3 , Durkin , Goldfarb , Fahlberg 4 , Jacobsen , Kennel , Klaus , Main , Rutter , Schaffer , De Shateau , Spitz , а также Авдеева, Бардышевская, Лебединский, Лангмайер, Максименко, Матейчик, Мещерякова, Мухамедрахимов, Хаймовская 5) доказали важность привязанностей и интерперсональных отношений между ребенком и родителями (лицами, их заменяющими), важность формирования союза ребенка и взрослого, обеспечения стабильности (длительности) отношений и качества коммуникации между ребенком и взрослым для нормального развития ребенка и развития его идентичности. Введенный Боулби термин "привязанность" для установления качества этого союза, связи ребенка и взрослого - многогранен. Как формируется привязанность и как она функционирует - все еще является не до конца понятой проблемой. Однако, как сформулировала Вера Фалберг ( Fahlberg - 4) "привязанность и утрата - находятся в сердце всей работы по защите прав детей". Привязанность существует и в мире животных, где она дает возможность для физического выживания и обеспечения безопасности особей. В мире людей она обеспечивает не только удовлетворение базовых потребностей развития. Межличностные отношения являются основой социализации и интеллектуального развития, они связывают человека (ребенка) с другими людьми и тем самым позволяют выделить себя и развить личность и сформировать идентичность. Привязанность делает нас людьми - сыновьями и дочерями, отцами и матерями, братьями и сестрами, женами и мужьями.

Привязанность в общей форме можно определить как "близкая связь между двумя людьми, не зависящая от их местонахождения и длящаяся во времени и служащая источником их эмоциональной близости" (Фалберг). Привязанность - это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же они - это жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей старшего возраста нарушается процесс развития. Сильная привязанность к родителям дает ребенку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку.

Теория привязанностей имеет корни в психоанализе З.Фрейда и теории стадийного развития Э. Эриксона, теории вторичного подкрепления и социального научения Долларда и Миллера. Однако самое сильное влияние имеет этологический подход Лоренца и Деркина ( Durkin ,), распространившего идеи Лоренца об импринтинге на человека. Дж. Боулби развил эти идеи и выявил повышенную значимость для психического развития ребенка установления продолжительных теплых эмоциональных взаимоотношений с матерью ( Bowlby ). Результаты наблюдений и клинические данные показали, что отсутствие или разрыв подобных взаимоотношений приводят к серьезному дистрессу, возникновению проблем, связанных с психическим развитием и поведением ребенка. Боулби был первым исследователем, который связал развитие привязанности с адаптацией и выживанием ребенка.

В рамках этологии в качестве механизмов привязанности рассматриваются гормональные изменения в послеродовом периоде у матери ( Durkin , Klaus , Kennel ), что обуславливает наличие сензитивного периода ранней привязанности между ребенком и матерью, влияющего на дальнейшие отношения в диаде. Для описания этих отношений был введен термин бондинг ( bonding ). Эти исследования подтвердились де Шато ( De Shateau ). Последующие работы рассматривали влияние на формирование привязанностей не только удовлетворения матерью базовых потребностей ребенка, но и высших потребностей, таких, как формирование определенных взаимоотношений, результатом которых и становится привязанность ( Bowlby , Crittenden - Ainsworth , Мещерякова). Было показано, что наиболее важным для формирования привязанности ребенка и взрослого является способность взрослого воспринимать любые сигналы ребенка и отзываться на них. Ребенок привязывается к тем, кто быстро и позитивно реагирует на его активность и инициативу, а также вступает в общение, отвечающее когнитивным способностям и настроению ребенка. Необходимыми качествами, способствующими развитию привязанности, являются нежное, бережное обращение взрослого, эмпатия, поддержка, подбадривание. Родители, к которым ребенок привязан, дают указания мягко, доброжелательно, подчеркивают успехи, достижения ребенка (Мещерякова, Ainsworth ).

Первичная привязанность является устойчивой ( Main , Jaconbsen ) и проявляется у взрослых в их последующей жизни как преемственность эмоциональных и поведенческих паттернов в выборе партнера, в самовосприятии и последующей самооценке, в отношении к работе, в развитии депрессии или в трудностях их межличностных отношений и т.д. Однако было выявлено, что качество привязанностей может меняться при изменении качества взаимоотношений с близкими людьми и что один и тот же человек может иметь множественные паттерны привязанности ( Durkin , Rutter ).

В случае если привязанность сформирована, ребенок нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, мыслит логически, развивает социальные связи, развивает сознание, доверяет окружающим, становится уверенным в себе, лучше справляется со стрессом и переживаниями; меньше завидует, не подвержен страхам; развивает чувство собственной значимости и проявляет любовь и нежность к другим ( Fahlberg ).

Семья является средой, в которой формируется привязанность, вне семьи установление привязанностей затруднено. Что дает семья ребенку? Базовый уход, предоставляемый теми взрослыми, к которым ребенок привязан, ежедневный и постоянный контакт с этими взрослыми. Отношения с этими людьми могут меняться в течение жизни, но они остаются на всю жизнь. И не смотря на то, что их число не велико, именно они обеспечивают ощущение защищенности и безопасности, являются источником для развития, дают опыт переживания чувств, поддержку в трудную минуту и радость разделенного успеха. Привязанность предполагает взаимность, однако это не всегда так. Первичные привязанности, формируемые в первый год жизни, закладывают основу для дальнейшего развития ребенка и самой привязанности.

Формирование привязанностей у детей, разлученных с семьей.

Нарушения привязанности могут возникнуть при нарушении семейного функционирования, дисфункции члена семьи, при различных травмирующих ситуациях.

Эйнсворт ( Ainsworth , Blehar и др) выделил 4 типа привязанностей у младенцев: Тип А - небезопасная привязанность избегающего типа, Тип B - надежная безопасная привязанность, Тип C - привязанность тревожно - сопротивляющегося типа, Тип D - небезопасная привязанность дезорганизованного типа.

При утрате объекта привязанности (семьи как среды ее формирующей) у ребенка возникает разрыв и нарушение привязанности. Типы нарушенной привязанности , соотнесенные с классификацией Мэри Эйнсворт:

    * Негативная (невротическая) привязанность - ребенок постоянно "цепляется" за родителей, ищет "негативного" внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.
    * Амбивалентная - ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: "привязанность-отвержение", то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка - делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.
    * Избегающая - ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив - "никому нельзя доверять". Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок "застрял" в нем; либо если разрыв воспринимается как "предательство", а взрослые - как "злоупотребляющие" детским доверием и своей силой.
    * Дезорганизованная - эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.

В рамках клинической психиатрии раннего возраста в настоящее время выделяются критерии расстройства привязанностей (МКБ-10). Возникновение расстройства привязанности возможно с 8-ми месячного возраста. К патологии относят двойственный тип привязанности - небезопасную привязанность тревожно - сопротивляющегося типа. Небезопасная привязанность избегающего типа рассматривается как условно - патологическая. Выделяют 2 вида расстройств привязанностей - реактивное (избегающий тип) и расторможенное (негативный, невротический тип). Эти искажения привязанностей приводят к социально - личностным расстройствам, затрудняют школьную адаптацию, межличностные отношения, установление эмоциональных связей в своей семье. Различные исследователи показывали негативное влияние как краткосрочной, так и долгосрочной разлуки с матерью на дальнейшее развитие ребенка (Анна Фрейд, Rutter , Fahlberg , Bowlby и другие). При адекватной быстрой замене матери другим близким человеком (другой фигурой привязанности) последствия могут быть сглажены, в то время, как помещение в приют и последующая депривация могут усилить негативные последствия для ребенка и повлиять на дальнейшее психическое развитие ( Goldfarb , Dunn , Spitz ). Раттер показал, что разлука с матерью хоть и является фактором риска, но не определяет полностью перспективы социально-личностного развития. Преодоление нарушений привязанности, в особенности, у детей, никогда не имевших опыта привязанностей, не происходит просто само по себе путем помещения ребенка в новую семью ( Durkin , Frieberg ). Эти данные легли в основу идеи замещающего родительстваи обязательного дальнейшего сопровождения семьи какосновы для адаптации. Вера Фалберг выделяет 3 способа "пробуждения" и формирования привязанности у детей, утративших или не имевших привязанность: цикл "возбуждение - релаксация" (потребность - выражение протеста - удовлетворение потребности - успокоение - новая потребность - и т.д.), "цикл позитивного взаимодействия" (родитель инициирует стимулирующее взаимодействие с ребенком - ребенок откликается положительно - и т.д.) и "цикл активного поиска помощи извне" (родитель обращается в различные организации, где он может получить помощь в лечении, обучении, в совместной игре, досуге и т.п.). Первый цикл инициируется самим ребенком, который заявляет о своих потребностях, второй требует инициативы как ребенка, так и взрослого. Последний способ объединяет ребенка и взрослых в процессе их общего взаимодействия с окружением. В любом случае от замещающего родителя требуется постоянно проявляемая и безусловная "настойчивость" в попытках установить эмоциональный контакт с ребенком и его сохранять, не только "ухаживать" за ребенком, но и поддерживать его, проявлять эмпатию при проявлении ребенком своих чувств, физически успокаивать. Готовность замещающего родителя давать эмоциональное тепло и принимать ребенка таким, какой он есть - являются определяющими для достижения успеха в формировании привязанности ребенка к новой семье. Включение ребенка в новую семью означает вовлечение его в ее ритуалы и обычаи, которые могут отличаться от его собственных. Качество отношений с другими членами семьи и их готовность принять ребенка и эмоциональная открытость также являются необходимым фактором формирования привязанности. Но самым важным фактором является интеграция привязанностей - прежних и вновь возникающих, простройка отношений ребенка к своему прошлому и родителям. Семья с такой проблемой может не справиться и требуется организованная помощь специалистов службы.

Таким образом, условием адаптации и социализации будет являться помещение ребенка в новую семью и организация воспитательного пространства, позволяющего в процессе взаимодействия и взаимопринятия ребенка и семьи компенсировать негативные последствия травм, сформировать новую привязанность и создать условия для успешного развития ребенка.

Для понимания сущности адаптации и для правильной организации работы педагогов и патронатных воспитателей необходимо понимание динамики состояний ребенка, пережившего разрыв с семьей. Рассмотрим этапы переживания горя и потери :

   1. Шок и отрицание (главная особенность поведения ребенка на этой стадии состоит в том, что он бессознательно не воспринимает потерю).
   2. Стадия гнева.
   3. Депрессия и вина (тревога, тоска, депрессия, вина).
   4. Завершающая стадия - принятие.

В целом, в период адаптации к приемной семье и свыкания с потерей, поведение ребенка характеризуется противоречивостью и неуравновешенностью, присутствием сильных чувств (которые могут подавляться) и расстройством учебной деятельности. Обычно адаптация происходит в течение года. На протяжении этого периода воспитатели могут оказать существенную помощь ребенку, и это послужит "цементом", скрепляющим новые отношения. Однако если какие-либо из перечисленных выше проявлений сохраняются на более долгий срок, необходима помощь специалистов.

Вышеприведенное описание относится к сфере внутренних переживаний детей, столкнувшихся с проблемой разрыва близких отношений и необходимостью формирования новых привязанностей. При этом существует четкая динамика в процессе простраивания внешних отношений с теми людьми, которые заботятся о ребенке, и становятся для него близкими, в той или иной степени заменяя родителей.

Для того, чтобы преодолеть негативные последствия разрыва с родителями, ребенку необходимы определенность и чувство безопасности , физическая забота, утешение. Базисное чувство безопасности, определяемое качеством привязанности, определяет степень адаптации ребенка и влияет на уровень общего психического развития (Бардышевская, Максименко ). Потребность ребенка в безопасности является базовой. Удовлетворение или фрустрация этой потребности зависит от стратегии воспитания, которую выбирает новая мать. Тревожный, не чувствующий безопасность ребенок, пытается удовлетворить потребность в безопасности путем выбора определенной стратегии поведения, зачастую неадекватной действительности: враждебность с целью расплаты с отвергающим взрослым; сверхпослушание для возврата любви значимого близкого, жалость к себе как призыв к сочувствию, идеализация себя как компенсация чувства неполноценности. Результатом является невротизация потребностей ребенка. Особенности поведения замещающего взрослого во время общения с ребенком обуславливают качество формирующегося у него типа привязанностей, а сформированная привязанность способствует интенсивному и разностороннему психическому развитию (Андреева, Хаймовская, Максименко ). Новым родителям нужно инициировать положительное взаимодействие с ребенком, проявлять первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавать вопросы и выражать тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым. Им необходимо внимательно относиться к воспоминаниям ребенка, которому необходимо поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Необходимо сохранять п амятные вещи и помогать в налаживании жизни и учебы. Родители детей с ненадежной привязанностью демонстрируют чрезмерное вмешательство в действия ребенка (нарушение границ), не учитывают его собственных желаний и потребностей и не отвечают на его запросы ( Grossman ). Нарушенное материнское отношение, неадекватная организация общения с ребенком, проявление матерью авторитаризма, отвержение, гиперопека или инфантилизация ребенка способствуют фрустрации его потребностей. Чрезмерная опека порождает инфантилизм и неспособность ребенка к самостоятельности, излишняя требовательность - неуверенность ребенка в себе, эмоциональное отвержение - повышенный уровень тревожности, депрессии, агрессии. Материнское отношение должно соответствовать потребностям развития ребенка. Э.Фромм обозначил как "гетерономное воздействие" отношение матери, противоречащее естественному росту ребенка, при котором свободное, спонтанное выражение желаний и потребностей ребенка подвергается различным ограничениям, что вызывает различные психические патологии. Э.Фромм исследовал и различие влияний привязанности ребенка к матери и к отцу на разных стадиях развития ребенка. Им показано, что по мере взросления привязанность к матери теряет значимость и после 6-и лет актуализируется потребность ребенка в отцовской любви и руководстве. "Развитие от привязанностей, концентрирующихся вокруг матери, к привязанностям, концентрирующимся вокруг отца, и их постепенное соединение образуют основу духовного здоровья и позволяют достичь зрелости. Отклонения от нормального пути этого развития составляют причину различных нарушений".

Таким образом, сила и качество привязанностей во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку и от качества их отношения к нему ( Ainsworth , Мухамедрахимов). Это в полной мере относится и к замещающим родителям. Замещающая семья должна обладать опытом воспитания такого ребенка, понимать закономерности развития ребенка и последствия утраты привязанности к кровным родителям, влияние их собственного отношения к ребенку на его развитие, т.е. быть достаточно подготовленной, в дальнейшем такой семье будет нужна помощь специалистов. Встает задача создания института профессиональных домашних воспитателей и системы последующего педагогического сопровождения.

Так возникла идея модели патронатного воспитания.

Для оперативной помощи детям, имеющим самые серьезные проблемы, было предложено, на первом этапе и адаптации ребенка, создавать семейные группы в детском доме с постоянно проживающим воспитателем.

Потребность в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением является базовой, т.е. жизненно необходимой, и непосредственно связана с нормальным развитием психики. Важно и качество родительского отношения к ребенку. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально - и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность, вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей. В новой семье нарушенность родительского (материнского и отцовского) отношения к ребенку может служить источником различных психических и поведенческих расстройств и непосредственно определять успешность адаптации ребенка, поэтому установление теплых, принимающих и стабильных отношений между ребенком и патронатными воспитателями также можно рассматривать как механизм адаптации.

Это дает право сделать вывод, что механизмом адаптации ребенка в новой патронатной семье является:

    * установление привязанностей к существенно значимому взрослому (к патронатному воспитателю) и
    * качество межличностных отношений ребенка и патронатного воспитателя (наличие ненарушенных, теплых устойчивых, принимающих отношений).

   1. Боулби Джон. Привязанность: Пер. с англ. - М.: Гардарики, 2003. - 477с. , Боулби Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей. - М.: Академический проект, 2004. - 232с.
   2. Ainsworth M.D.S. Attachment: Retrospect and prospect //Ed. by Parkes C.M., Stevenson-Hinde J. The place of attachment in human behavior. - N.-Y., 1982. Ainsworth M.D.S., Blehar M., Warers E., Wall E. Patterns of Attachment. A psychological study of the strange situation. Hillsdale. - N.-Y.: Erlbaum Associates, 1987.
   3. Crittenden P. M., Claussen A.H. (ed). The organization of Attachment Relationships. Maturation, Culture, and Context - Cambridge: Cambridge University Press, 2003. - 432p.
   4. Fahlberg V. A Child's Journey Through Placement - London: BAAF, 1995.
   5. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. - М.: Смысл, 2003. - 152с.

Условия и факторы адаптации ребенка в системе патронатного воспитания

Основываясь на понимании механизма адаптации ребенка, разлученного с семьей, далее нами будут рассмотрены условия и факторы адаптации ребенка в системе патронатного воспитания.

Специфика адаптации ребенка - социального сироты в системе патронатного воспитания состоит в том, что факторы и условия адаптации ребенка в новой семье должны определяться с учетом взаимного влияния ребенка и семьи при участии службы сопровождения ребенка и семьи. Создаваемые условия должны в первую очередь быть направлены на обеспечение механизма адаптации - формирование новых привязанностей и установления теплых принимающих отношений между ребенком и его патронатными воспитателями.

Основным условием адаптации является помещение ребенка в новую семью. Поэтому необходимо создать такую систему социально-педагогической помощи ребенку, которая не допускала бы самой возможности институализации ребенка и (или) его длительного проживания в детском сиротском учреждении.

Для создания такой системы необходимо разработать социально-педагогическое обеспечение адаптации детей - социальных сирот: нормативно-правовое, организационное и программное обеспечение работы по защите прав детей, применение которых обеспечивает создание условий, факторов и организационных мероприятий, необходимых для обеспечения их адаптации . Совместно с рассмотренными выше механизмами адаптации оно и формирует педагогические основы адаптации, рассматриваемые в данной работе.

Под условиями адаптации в исследовании понимается совокупность социально-педагогических, психолого-педагогических, организационно-педагогических и правовых условий, которые необходимо обеспечить для того, чтобы адаптация была успешной.

Как было показано во введении, актуальность нашего исследования детерминирована обострением в теории и практике воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, целого ряда противоречий. Для их разрешения необходим системный подход для создания новой системы социально-педагогической помощи ребенку:

Решение этих задач в полном объеме выходит за рамки данного исследования. Здесь же мы остановимся лишь на основных условиях и факторах адаптации детей-сирот и необходимом обеспечении процесса адаптации.

1. Правовые условия адаптации.

Обеспечение приоритетности помещения ребенка в семью означает изменение процесса принятия решений о судьбе ребенка - социального сироты, что в свою очередь означает создание новой модели работы по опеке и попечительству. Мы предлагаем использовать принципы процессного управления 1 и планирование попечения 2, что означает выделение ключевых процессов(этапов и видов работ) в работе по опеке и попечительству и переход от одного процесса к другому только через проведение комплексных оценок потребностей ребенка, способности его родителей удовлетворить эти потребности и факторов социума (оценка и пересмотр планов помощи и защиты прав детей). В основу новой модели работы органов опеки нами положено возложение органом опеки и попечительства той или иной работы на уполномоченные службы (организации, учреждения). Наряду с инспектором по охране детства полномочия может получить детский дом, приют, или какой-либо центр помощи семье и детям. Этот подход определяется существующим в настоящее время правовым статусом органов опеки и попечительства как органов местного самоуправления (Ст. 34 Гражданского кодекса РФ). В случае изменения данной позиции Гражданского кодекса, суть модели не меняется: для эффективной защиты прав ребенка требуется выделение ключевых процессов в работе органа опеки и наличие организованной системы служб, профессионально и качественно обеспечивающей выполнение этих процессов. Предлагаемый процесс имеет вид цепочки последовательных действий по защите прав и законных интересов детей:

  1. Выявление семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  2. Первичное обследование детей/ их семей для планирования форм защиты.
  3. Составление плана обеспечения безопасности ребенка.
  4. Осуществление социального патроната над ребенком в семье.
  5. Текущая оценка семьи, достижение изменений в семье.
  6. Временное устройство ребенка в уполномоченное учреждение, а затем в семью, с возвратом ребенка в семью (если он был изъят).
  7. Постоянное устройство ребенка в семью при невозможности возврата в кровную семью.

На любом этапе возможен возврат ребенка в кровную семью. Процесс завершается либо снятием кровной семьи с учета в органах опеки и попечительства, либо усыновлением ребенка. Работа уполномоченных служб должна быть скоординирована через процесс планирования попечения над ребенком и основываться на гуманистическом и личностно-ориентированном подходе, быть нацеленной на решение главной задачи - обеспечение нормального развития ребенка. Для этого она должна представлять собой систему, включающую в себя ребенка, его родителей, специалистов уполномоченных служб и фактических воспитателей ребенка. Такой правовой системой является система патронатного воспитания.

Возникает также необходимость смены системы критериев оценки эффективности работы по опеке и попечительству. В работе установлен рейтинговый список критериев оценки эффективности работы органа опеки и попечительства и его уполномоченных учреждений (составлен на основе данных, полученных автором при опросе специалистов из 22 регионов России):

Для обеспечения процессного подхода необходимо законодательное закрепление следующих сформулированных нами положений:

Законодательное закрепление патронатного воспитания и уполномоченных учреждений органов опеки и попечительства и других указанных позиций в законодательстве (региональном или федеральном) создаст правовые условия для помещения ребенка в семью, т.е. их можно рассматривать как правовые условия обеспечения адаптации ребенка.

2. Социально-педагогические условия адаптации. Система патронатного воспитания.

Социально-педагогическими условиями адаптации является создание семейной среды для воспитания ребенка на всех этапах государственной опеки над ним, а именно: создание семейной воспитательной среды в учреждении, обеспечивающей создание со-бытийной общности детей и "социальных родителей" (постоянно проживающих с детьми воспитателей), позволяющей подготовить ребенка к дальнейшему устройству в семью, и обязательное дальнейшее помещение ребенка на воспитание в патронатную семью. Во второй главе данное теоретическое положение будет нами продемонстрировано как результат опытно-экспериментальной работы.

Нами вводится новая форма устройства ребенка - социального сироты в семью - патронатное воспитание, осуществляемое на основе разграничения прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой по устройству (уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем.

Патронатное воспитание является новой педагогической системой , на основе которой и сделана попытка построить новую модель организации работы по опеке и попечительству над детьми. Под педагогической системой понимается "устойчивый организационно-технологический комплекс, обеспечивающий достижение заданной цели. Педагогическая система всегда технологична. Системообразующими компонентами системы являются применяемые технологии воспитательного процесса. Педагогическая система остается устойчивой при изменениях. Но если из системы удалить часть компонентов, система перестает существовать".

Патронатное воспитание представляет собой новую педагогическую систему - систему социально-педагогической деятельности и взаимодействия педагогов и междисциплинарных групп специалистов (социальных педагогов, психологов, врачей и других), патронатной семьи, кровных родителей ребенка, обеспечивающую адаптацию и защиту прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, при его помещении в патронатную семью и включающую в себя:

Данные технологии являются новыми инновационными технологиями, связанными в единый педагогический процесс деятельности по опеке и попечительству. Удаление какого-либо из указанных элементов недопустимо, т.к. в таком случае главная цель - адаптация ребенка - не может быть достигнута.

Патронатное воспитание это и форма устройства детей в семью. Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями(если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем. Это является юридическим основанием, механизмом осуществления профессионального сопровождения ребенка и семьи после устройства в нее ребенка, впервые дает возможность поэтапно профессионально вести устроенного ребенка и оказывать помощь семье, вести мониторинг устройства и оценку успешности адаптации и реабилитации ребенка в семье, пересматривать план по защите прав ребенка, т.е. планировать меры по возможному возврату ребенка родителям, либо, если это не возможно, меры обеспечения стабильности семейного размещения на основе предоставляемой помощи ребенку и семье. Патронатное воспитание - первая в России форма именнопрофессиональнойработы на дому по воспитанию ребенка - социального сироты.

Ряд прочих отличий патронатного воспитания от других форм устройства детей на воспитание в семью (опека, усыновление, приемная семья):

1. Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью.

2. Проводится предварительный профессиональный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью:

3. Профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка:

4. Форма патронатного устройства расширяет круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание.

5. Ребенок не теряет связь с кровной семьей.

В настоящее время в семью на патронатное воспитание могут помещаться различные категории детей. Приоритет отдается воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность его возвращения. В таких случаях ребенок отдается на краткосрочное размещение в семью патронатного воспитателя. Если после установленного срока кровная семья оказывается в состоянии воспитывать ребенка, он возвращается к своим родителям. Если такой возможности не оказывается, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок. В ситуациях, когда нет надежды на восстановление кровной семьи, и кровные родители могут быть лишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатными воспитателями.

В соответствии с вышесказанным, в настоящее время возникают два основных направления работы по устройству ребенка в семью. Первое - это долгосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели становятся для ребенка "родителями" (преобладание родительской роли), независимо от того, оформлено ли усыновление юридически. Второе - краткосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период его жизни и удовлетворить его насущные потребности, а также участвуют в диагностике основных проблем ребенка (преобладание профессиональной роли у воспитателей).

На основании зарубежного опыта фостеровских семей 3, а также исходя из реальных потребностей детей, нуждающихся в государственной защите, можно выделить несколько видов патронатного воспитания.

При любом виде патронатного воспитания всегда присутствуют 2 основные функции патронатного воспитания:родительская и профессиональная 4. С одной стороны, патронатный воспитатель выполняет родительскую функцию по отношению к ребенку, вне зависимости от срока размещения ребенка в его семье. Как родитель, он любит ребенка, испытывает к нему привязанность, связывает с ним свою судьбу.

С другой стороны, патронатный воспитатель является профессионалом. Он использует специальные навыки, является членом коллектива профессионалов, выполняет поставленные перед ним задачи.

В различных случаях размещения ребенка удельный вес этих составляющих бывает разным. Так, при долгосрочном устройстве, устройстве маленьких детей превалирует родительская функция. При краткосрочном размещении, при устройстве в семью подростка большее значение приобретает профессиональная функция. Таким образом, можно говорить о двух типах патронатного воспитателя: "скорее родителя" и "скорее профессионала". Соответственно работа службы по подбору и подготовке патронатных воспитателей должна вестись параллельно в двух направлениях. Следует отметить, что в силу причин, которые были указаны в п.2, работа с воспитателями "скорее профессионалами" находится в стадии становления.

Патронатное воспитание предполагает наличие профессиональных служб, обеспечивающих как работу с ребенком до и после устройства, так и работу с самой патронатной семьей, а также работу с родителями ребенка. Тем самым можно говорить о том, что патронатное воспитание - это целостная педагогическая система, охватывающая всю совокупность субъект-субъектных отношений ребенка, его семьи, патронатной семьи и служб сопровождения. Введение данной системы автоматически обеспечивает переход к профессионально выстроенной работе по опеке и попечительству с привлечением системы специальных служб по реабилитации ребенка, устройства ребенка и сопровождению ребенка и семьи (заметим, и по работе с кровной семьей ребенка). Т.е. создаются предпосылки для наилучшей защиты прав ребенка и укреплению гражданского общества, привлечению населения к решению проблемы социального сиротства.

Технологии, применяемые в педагогической системе патронатного воспитания, являются новыми социально-педагогическими технологиями.

Работа по патронатному воспитанию, таким образом, включает в себя: технологию взаимодействия с органом опеки и попечительства (технология планирования попечения, мониторинга и контроля); социально-педагогическую технологию реабилитационной работы с ребенком; социально-педагогическую технологию психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка; технологию работы с семьями, желающими взять ребенка на воспитание; технологию работы с кровными родителями ребенка. Все составляющие технологического процесса взаимосвязаны через единый процесс планирования попечения и неделимы. В этом смысле можно говорить о патронатном воспитании как о новой педагогической системе.

Программно-методическое обеспечение патронатного воспитания и работы по устройству детей в семью дается нами в публикациях (9).

3. Психолого-педагогические условия адаптации.

Таковыми условиями являются проверяемые далее в ходе опытно-экспериментальной работы ряд технологий патронатного воспитания: система комплексного социально-педагогического сопровождения ребенка и патронатной семьи, предполагающего планирование и мониторинг развития ребенка, динамическую оценку потребностей ребенка и выработку путей их удовлетворения, наличие методик:

Результаты опытно-экспериментальной проверки данного положения дается в главе 2.

4. Организационно-педагогические условия адаптации. Учреждение патронатного воспитания.

Для внедрения патронатного воспитания и его технологий необходимо создание организационно-педагогических форм для их реализации.

Таковым является учреждение патронатного воспитания - учреждение для детей - социальных сирот, имеющее в своей структуре службу реабилитации, службу по устройству детей на воспитание в семью, службу по работе с кровными родителями и службу социально-правовой защиты детей, п рименение процессного подхода к управлению системой опеки и попечительства, выстраивание единого процесса работы с ребенком, на всех этапах работы с ним органов опеки и попечительства, иных учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - от момента выявления семейного кризиса до снятия попечения, либо усыновления ребенка, введение в практику планирования попечения над ребенком, применение комплексного сопровождения и мониторинга и контроля развития ребенка, определяющих способы и средства воздействия на процесс и результаты адаптации.

Научно-практические разработки и опытно-экспериментальная работа, проведенная автором с 1994 по 2004г на базе детского дома № 19 позволила создать модель такого уполномоченного учреждения органа опеки и попечительства - образовательного учреждения нового вида, предоставляющего патронатное воспитание и разработать и проверить на практике основные технологии работы:

В исследовании намисформулирована концепция, цели задачи, структура, рассмотрено содержание деятельности учреждения нового вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - учреждения патронатного воспитания, которое стало организационной формой реализации системы патронатного воспитания. Организационной основой адаптации ребенка-сироты является создание учреждений такого вида и придание им статуса уполномоченных учреждений органа опеки и попечительства.

Существенными отличиями учреждения патронатного воспитания от обычного сиротского учреждения является тот факт, что учреждение патронатного воспитания является уполномоченным учреждением органа опеки и попечительства и имеет полномочия органа опеки и попечительства на осуществление устройства ребенка на патронатное воспитание последующей работы с ним. Вторая особенность такого учреждения состоит в сохранении учреждением части функций по законному представительству интересов ребенка, переданного на патронатное воспитание, в соответствии с договором, заключенным с патронатным воспитателем: права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между учреждением и патронатным воспитателем в соответствии с этим договором. Это создает правовой механизм для эффективного взаимодействия учреждения и патронатного воспитателя.

Практическая реализация этой идеи на базе детского дома № 19 г. Москвы и ряда подобных учреждений в 13 регионах России показали, что для перевода учреждения для детей-сирот обычного вида в такое уполномоченное учреждение патронатного воспитания не требуется дополнительных средств, а напротив, средства государственного бюджета можно сэкономить на 37,5%, получив при этом заметный социально-педагогический эффект.

  1. Ильдеменов С.В. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 160с.
  2. The Children Act 1989. Guidance and Regulations. Vol.3 Family Placements, - HMSO, 1991.
  3. The Children Act 1989. Guidance and Regulations. Vol.3 Family Placements, - HMSO, 1991. ; Berridge D. Foster care: A research review. - London: The Stationery Office, 1977; Hill M. Signposts in Fostering. Policy, practice and research issues. - London: BAAF, 1999. - 380p.; Lowe M. Will Foster Care survive the 1990 th. // NFCA Foster Care for Decade - London, NFCA, 1990.
  4. Терновская М.Ф., Е.В.Бухман, Н.В.Избуцкая, В.Э.Сулейманова. Новая модель организации работы органов опеки и попечительства над детьми и модель образовательного учреждения нового типа. Выпуски 1-7 - М.: Квадрум, 2002.

Учреждение патронатного воспитания

Целью учреждения патронатного воспитания является обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, помещение ребенка в патронатную семью или, если это возможно, возвращение ребенка в кровную семью, а также работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, с целью изменения семьи и сохранения ребенка в семье (социальный патронат).

Задачи учреждения:

  • Реализация научно обоснованной концепции образовательного учреждения нового вида для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполняющего отдельные функции уполномоченной службы по опеке и попечительству в отношении детей в части проведения работы по устройству детей, нуждающихся в государственной защите, на воспитание в семью, работы по социальному патронату над семьей, по защите прав детей. Определение оптимальной структуры учреждения, реализация социально-реабилитационных и педагогических технологий работы подразделений, квалификационных требований к кадрам, отработка системы управления учреждением.
  • Реализация финансово-экономического механизма функционирования такого нового учреждения.
  • Реализация методической модели организации работы органа местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми, технологии планирования попечения над ребенком, находящимся в социально опасном положении, ребенком, оставшимся без попечения родителей и сиротой, разработка системы управления попечением над таким ребенком.
  • Реализация и экспериментальная апробация технологии социально-психологической диагностической, педагогической, учебной и реабилитационной работы с таким ребенком.
  • Реализация и экспериментальная апробация технологии педагогической и реабилитационной работы с ребенком, которому требуется устройство вне семьи кровных родителей, с целью подготовки его к помещению на воспитание в семью.
  • Реализация и экспериментальная апробация технологии работы по поиску потенциальных патронатных воспитателей, их подготовке, оценке, подбору и сопровождению.
  • Реализация и экспериментальная апробация технологии оценки и мониторинга состояния развития такого ребенка для оценки эффективности применяемых мер и для составления (пересмотра) плана по защите его прав.
  • Реализация технологии планирования попечения над ребенком.
  • Реализация технологии социально-психологической реабилитационной и профилактической работы с ребенком, находящимся на социальном патронате в кровной семье.
  • Реализация и экспериментальная апробация модели патронатного воспитания: работа с ребенком и семьей после помещения ребенка в семью, адаптация ребенка в патронатной семье.
  • Реализация технологии работы социально-правовой службы (по защите прав детей и по социальному патронату над детьми в кровных семьях), разработка технологии координации работы службы с органом опеки и другими учреждениями системы профилактики безнадзорности детей.
  • Осуществление, по решению органа опеки и попечительства, отдельных видов работ по опеке и попечительству над детьми, а именно, по защите прав детей, по помощи детям в кровных семьях (социальному патронату), по устройству детей в семью.
  • Создание в учреждении семейных условий проживания способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности ребенка, на основе создания семейных групп с постоянным воспитателем.
  • Реализация и обоснование квалификационных характеристик патронатных воспитателей и системы их переподготовки, кадрового состава учреждения, программы переподготовки кадров для подразделений такого уполномоченного учреждения.
  • Распространение разработок и полученного опыта работы.

В исследовании проверялась гипотезао том, что успешность адаптации и реабилитации ребенка в семье патронатного воспитателя определяется:

1) успешностью реабилитационной работы с ребенком и его подготовленностью к помещению в семью,
2) всей системой работы отбора, подготовки и оценки патронатных воспитателей и наличием,
3) эффективностью дальнейшего профессионального сопровождения детей и патронатных воспитателей.

Это определило выбор структуры учреждения :

  • Стационарные группы: приемное отделение, реабилитационная группа, группа по подготовке детей к помещению в семью (социальная семья). Эти группы представляют собой патронатные семьи, постоянно проживающие в помещении детского дома совместно с социальными мамами (социальными родителями). Во время пребывания ребенка в этих группах проводится первичный медицинский осмотр поступивших детей, оказывается первичная медицинская и неотложную психологическая помощь, проводится подготовка необходимых документов для дальнейшего устройства ребенка, обеспечивается санитарно-гигиенический уход за ребенком, уточняется личность ребенка, место проживания его родителей или лиц, его заменяющим, решается вопрос о дальнейшей форме его устройства. Далее проводится всестороннее изучение личности ребенка, разрабатывается индивидуальный план его развития. Производится подготовка ребенка к его возврату домой, либо, если это не возможно, к его помещению в новую семью.
  • Социально-правовой отдел (служба по работе с детьми) осуществляет оценку развития и мониторинг развития и воспитания детей, находящихся на воспитании в стационарных группах и семьях патронатных воспитателей, организует связи патронатных семей с другими подразделениями, отвечает за защиту прав и законных интересов воспитанников, содействует в сборе необходимой информации для определения правового статуса выявленного ребенка, места жительства его родителей (законных представителей), места его учебы, медицинского наблюдения, готовит проект плана по защите прав ребенка, участвует совместно с представителем органа опеки и попечительства в организации ежегодных проверок по пересмотру плана.
  • Отдел по устройству детей на воспитание в семью (на патронатное воспитание) - информирует общественность о патронатном воспитании, ведет поиск, отбор и подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в свою семью, а также оказывает им необходимую помощь, проводит последующую переподготовку и консультирование действующих патронатных воспитателей.
  • Реабилитационная служба осуществляет индивидуальную реабилитационную работу с воспитанниками, разрабатывает индивидуальные планы развития ребенка, осуществляет программы по индивидуальной трудовой ориентации. Внутри этой службы имеется медицинская, педагогическая и детская психологическая служба. Возможно создание диагностического класса развивающего (домашнего) обучения (целью обучения в диагностическом классе является подготовка ребенка к обучению в массовой школе). Для каждого воспитанника реабилитационная служба предоставляет следующие услуги: осуществляет комплексную медико-психолого-педагогическую диагностику; проводит прогнозирование развития ребенка и определяет методы и формы реабилитационно-коррекционной работы; составляет индивидуальную программу (индивидуальный план) развития ребенка; организует осуществление реабилитационных программ; производит мониторинг развития ребенка; участвует в принятии решения о подборе для каждого из воспитанников совместимой с ним семьи из числа семей, найденных и подготовленных отделом по устройству детей, консультирует патронатных воспитателей.
  • Служба социального патроната организует профилактическую работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, проживающими на данной территории, с целью изменения семьи и сохранения ребенка в семье, ведет работу с кровной семьей ребенка, зачисленного в учреждение, с целью возврата в нее ребенка, готовит проект плана по защите прав ребенка, участвует совместно с представителем органа опеки и попечительства в организации ежегодных проверок по пересмотру плана, осуществляет оценку развития и мониторинг развития и воспитания детей, находящихся на социальном патронате, организует связи этих детей и их семей с другими службами учреждения.

Учреждение с такой структурой может быть создано путем проведения деинституализации и перепрофилирования образовательных и иных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах тех же выделяемых бюджетных средств.


Вернуться назад