Официальный сайт МО «Мирный» Архангельской области > Версия для печати > Путь постижения тайны музыки Официальный сайт МО «Мирный» Архангельской области > Новости > Путь постижения тайны музыки

Адрес статьи: http://www.mirniy.ru/press/news/17244-put-postizheniya-tayny-muzyki.html

Опубликовано: 2-07-2020, 16:15.

Путь постижения тайны музыки

Быть военным музыкантом, да еще и управлять целым оркестром – профессия не из лёгких. Занятия по боевой подготовке и музыкальные репетиции, казалось бы, вещи несовместимые. Военный дирижёр военного оркестра космодрома капитан Солдатов Иван Александрович умело совмещает профессии военнослужащего и музыкального руководителя. Мы решили побеседовать с Иваном Александровичем и рассказать вам о жизни этого примерного офицера, о его интересной профессии и любви к музыке.

- Иван Александрович, что вас побудило заниматься музыкой? На каких музыкальных инструментах вы умеете играть?

- Еще в раннем детстве я часто обращал внимание на классическую музыку. Когда где-либо звучали музыкальные произведения классиков, я останавливался и завороженно слушал, пытаясь постичь смысл того, чем наполнялось окружающее меня пространство. В сплетении звуков было что-то такое непонятное, непостижимое, но при этом каждый раз у меня возникало безотчетное желание понять, разгадать и постичь тайну музыки.

В 2000 году я принял решение поступить в музыкальную школу на классическую гитару. Для моих родителей это было неожиданно, так как в нашей семье не было ни одного музыканта, но они поддержали мое начинание.

В музыкальной школе я познакомился с человеком, который повлиял на всю мою дальнейшую судьбу. Я до сих пор поддерживаю с ним связь, советуюсь с ним, делюсь новостями и идеями. Это мой духовный наставник, военный дирижер, майор в отставке Воробьев Михаил Владимирович. Михаил Владимирович - человек с незаурядной энергетикой, задорный, позитивный, заряжающий добром, искренний и заботливый. На своем энтузиазме он создал на базе детской музыкальной школы небольшой оркестр и руководил им. Михаил Владимирович обучал детей играть на всех духовых инструментах, часто приглашал более опытных музыкантов для совместных выступлений с нами, в том числе и музыкантов военного оркестра Сызранского вертолетного училища. Благодаря Михаилу Владимировичу я попробовал себя в игре на различных духовых и ударных инструментах и узнал самые эффективные методики обучения игре на них. Этот опыт в дальнейшем мне очень сильно пригодился.

В музыкальной школе я много выступал как с гитарой сольно, так и в различных ансамблях на всевозможных инструментах. В этом перечне, кроме гитары, были: домра сопрано, домра альт и балалайка бас. Но наш небольшой детский оркестр пользовался самым большим откликом у слушателей. В нем я играл в основном на ударных инструментах.

После 9 класса я начал готовиться к поступлению в колледж, сдал вступительные экзамены и начал заниматься ударными инструментами уже как профильным направлением.

За годы учебы в колледже моя жизнь все чаще переплеталась с военными музыкантами. Моими педагогами и духовными наставниками были: замечательный мультиинструменталист, дирижёр муниципального духового оркестра, заведующий отделением духовых и ударных инструментов Лысюк Николай Александрович и военный музыкант из Сызранского вертолетного училища Ковальчук Иван Алексеевич, ныне старшина Центрального концертного образцового оркестра им. Н.А. Римского-Корсакова ВМФ России. Вместе с военными музыкантами мы играли в муниципальном духовом оркестре, некоторые из них преподавали студентам специальные инструменты. Так что с миром военной музыки я был знаком еще в студенческие годы.

- Почему вы решили связать свою дальнейшую деятельность с военной службой и поступить в Военный университет?

- В этот раз на мое решение повлияли мои родители. Они узнали от Воробьева Михаила Владимировича о существовании профессии военного дирижёра и Военно-дирижёрского факультета при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Совместными усилиями родители и Михаил Владимирович убедили меня попробовать поступить. И сегодня я очень благодарен им за это. Для поступления на дирижерский факультет требовалась серьезная подготовка, а в гражданский ВУЗ было достаточно и того, что у меня имелось на тот момент.

К подготовке все отнеслись очень серьезно. Многие преподаватели взялись готовить меня к поступлению безвозмездно. Михаил Владимирович разучивал со мной произведение для вступительного экзамена по дирижированию, Болтышева Ирина Александровна подтягивала мои навыки сольфеджио и знания гармонии, Лысюк Николай Александрович «вычищал» мою вступительную программу на ксилофоне, литаврах и ударной установке. Я до сих пор благодарен им всем за эту помощь и поддержку.

Когда я поступал на дирижёрский факультет, его уже год как присоединили к Военному университету Министерства обороны и переименовали в Военный институт (военных дирижёров) военного университета (ВИ (ВД) ВУ). Конкурс был большой, но моей подготовки хватило для поступления.

- Чем отличается обучение в институте военных дирижёров от любого другого военного ВУЗа?

- Спецификой обучения в ВИ (ВД) ВУ является в первую очередь то, что курс является одновременно и отдельным военным духовым оркестром. Это сделано в первую очередь для того, чтобы курсанты видели и слышали всю картину изнутри и как можно более глубоко понимали то, как все устроено в воинском коллективе, которым в дальнейшем и будут руководить. Между курсами существовал и соревновательный момент. Чей оркестр играет лучше, тому и достаются более презентабельные концертные площадки. На зачётных концертах (когда курсанты представляют свои курсовые работы по дирижированию) все курсы очень внимательно следят за происходящим и делают свои собственные выводы об успешности выступления.

За время обучения было много музыкальной составляющей. Мы часто участвовали в Парадах Победы 9 мая на Красной площади, несколько раз выезжали на международные музыкальные фестивали за границу, участвовали в знаменитом международном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня».

Но во время обучения были и неизменные атрибуты военной службы: закрепленная за курсом территория, казарма, наряды, благодарности и выговоры, но самое главное - крепкий воинский коллектив, который до сих пор для меня является образцом сплоченности и воинского братства.

- Расскажите, в чём отличие военного оркестра от гражданского?

- Перед военным оркестром, помимо общих задач духового оркестра, стоят еще и такие задачи: способствовать патриотическому воспитанию, гордости за службу в Вооруженных силах. Также военный оркестр - неизменный участник всех воинских ритуалов, что придает особую торжественность и значимость происходящему и способствует воспитанию и сплочению личного состава.

- Гордитесь ли вы тем, что проходите военную службу на космодроме «Плесецк»? Тяжело ли служить военному дирижёру на космодроме?

- Особенность успешной жизнедеятельности духового оркестра: «дышать» в одном ритме с остальным духовым сообществом, знать тенденции, обмениваться репертуаром, идеями, демонстрировать на суд коллег и общественности свой репертуар и свою игру.
К счастью, командование космодрома всегда с пониманием относится к чаяниям и надеждам военного оркестра. Так, начальник космодрома генерал-майор Нестечук Николай Николаевич, помимо того, что постоянно помогает нам и направляет нас, еще и является истинным ценителем духовой музыки. Благодаря его содействию нам удалось провести несколько фестивалей на территории Мирного, пригласить на выступление Центральный военный оркестр Министерства обороны, так же командование неоднократно находило возможность направить наш оркестр на всевозможные мероприятия в Архангельской области. Особенно запомнился фестиваль духовых оркестров «Дирекцион Норд» в Архангельске в 2018 году. Там военный оркестр космодрома стал однозначным любимцем публики. Помимо участия в сводных оркестровых номерах, мы показали на нескольких площадках наше дефиле, были единственным коллективом, которому разрешили отыграть концертную программу в два раза более продолжительную по времени, чем остальным оркестрам, на этом же концертном выступлении слушатели два раза подряд просили сыграть на бис финальную песню «Звездная гвардия».

За семь лет военной службы на космодроме я ежегодно открывал для себя что-то новое, как на своем профессиональном поприще музыканта и дирижера, так и в командовании подразделением.

Я горжусь тем, что карьеру военного дирижёра начал именно здесь, на прославленном космодроме «Плесецк». Искренне надеюсь на то, что мне удалось воспитать идеологию настоящего товарищества и дружбы, крепкого воинского коллектива в нашем оркестре.
Выражаю глубокую признательность, во-первых, своему непосредственному командиру, начальнику штаба космодрома полковнику Башляеву Николаю Андреевичу за то, что терпеливо обучал меня тяжелой для любого музыканта штабной науке, воспитывал и относился с пониманием к нуждам военного оркестра, во-вторых, своему заместителю, старшине военного оркестра старшему прапорщику Радько Сергею Николаевичу, за поддержку и претворение в жизнь всех моих замыслов, даже тех, с которыми он был порой не согласен, в-третьих, абсолютно всем музыкантам военного оркестра космодрома, за то, что помогли воплотить в жизнь многие мои идеи, а также помогли в моем становлении как командира подразделения и военного дирижера.

- У многих музыкантов есть свои кумиры. Кого вы ставите в пример для себя?

- Для меня самым главным примером является генерал-лейтенант Халилов Валерий Михайлович. Во время обучения на дирижёрском факультете под его руководством мы играли в сводных оркестрах, в том числе и на Параде Победы. Он часто присутствовал в аттестационных комиссиях на зачетах и экзаменах по дирижированию. У Валерия Михайловича всегда было дельное замечание и совет для каждого курсанта. Через пол года после моего распределения он приезжал к нам на космодром с проверкой. Состоянием дел Валерий Михайлович остался доволен, но несколько его советов, которые он преподнес тогда в практической форме, до сих пор помогают мне при принятии важных решений «на музыкальном фронте». Я часто слушаю его произведения и произведения других композиторов в записи Центрального военного оркестра под его руководством. Это помогает мне находить интересные решения для репетиционной работы с оркестром космодрома, оттачивает мой профессиональный музыкальный вкус и помогает расслабиться. Даже в моей машине есть более десяти дисков с записями Центрального военного оркестра.

Я, как и все военные музыканты, скорблю об утрате такого замечательного человека и уникального музыканта, дирижера и композитора, как Халилов Валерий Михайлович.

- Какие пожелания вы можете дать тем, кто хочет стать военным музыкантом?

- Основные претенденты для замещения должностей в военном оркестре - музыканты, имеющие специальное образование по классам духовых и ударных инструментов. Игра на любом музыкальном инструменте - это совокупность знаний, умений и навыков, многие из которых должны быть заложены в детстве, в детской музыкальной школе. Есть исключения, но их мало. Любому начинающему музыканту советую овладеть дополнительно одним из инструментов духового оркестра. Жизнь непредсказуема, а служба по контракту в военном оркестре - это стабильность и гарантия творческой самореализации.

- Иван Александрович, расскажите пожалуйста о ваших дальнейших профессиональных планах.

- Хочется попробовать себя в качестве композитора. Некоторые наработки и эскизы у меня уже есть. Стать духовным наставником для какого-нибудь музыканта и помочь ему выбрать путь военного дирижера.

И, конечно же, помочь военной музыке стать еще более популярной и востребованной, выдвинуть её на новый уровень. Как писал Александр Васильевич Суворов в своей книге «Наука побеждать»: «Музыка нужна и важна. Она удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами, словом божьим и громогласной музыкой взял я Измаил».

Пресс-служба космодрома

Фото из личного архива капитана Ивана Солдатова

Путь постижения тайны музыки

Путь постижения тайны музыки

Путь постижения тайны музыки

Путь постижения тайны музыки

Путь постижения тайны музыки



Вернуться назад