Официальный сайт МО «Мирный» Архангельской области > Версия для печати > Память нельзя отменить Официальный сайт МО «Мирный» Архангельской области > Новости, 75-лет Победы > Память нельзя отменить

Адрес статьи: https://mirniy.ru/press/news/16912-pamyat-nelzya-otmenit.html

Опубликовано: 30-04-2020, 10:03.

Память нельзя отменить

Память нельзя отменить75-летие Великой Победы в Мирном собирались отметить особенно торжественно. Так или иначе, подготовка к этому празднику велась повсеместно. Организации и учреждения разработали и уже начали реализовывать планы мероприятий, творческие коллективы готовились удивить зрителей. Множество спортивных и интеллектуальных достижений посвятили этой дате юные и взрослые миряне… В общем, вы и сами всё знаете. Как и то, что все эти планы придётся отложить на неопределённое время

Парад Победы отменили. Но ведь сам день отменить нельзя, как и память… Этот великий праздник грянет, как и всегда, вовремя. Сначала в наших сердцах, а позже мы всё равно отметим его широко, с размахом… О подготовке к нашему общему празднику в Мирном можно наблюдать с помощью интернета на страницах детских садов, студий, школ. Несмотря на режим самоизоляции, педагоги, родители и дети не сидят без дела (я имею в виду не учебную составляющую образовательного процесса, а его дополнительную – творческую часть).

Мы пообщались с руководителем одной из детских студий «Кораблик детства» Татьяной Панютиной. В жизни Татьяны Брониславовны тема Великой Отечественной войны занимает особое место. И это не пустые слова. В Мирном Татьяну Брониславовну знают многие, она долгое время работала в детском саду «Золотой ключик» музыкальным руководителем, является автором и постановщиком множества музыкальных композиций, хореографических номеров, спектаклей. И, конечно же, в этом году со своими подопечными она готовила музыкально-театрализованную композицию ко Дню Победы. Старшие дети (5-7 лет) разучивали танец «Журавли» под одноимённую песню Марка Бернеса, а малыши (3-4 года) должны были выступить в роли цыплят. Успели освоить по небольшому фрагменту танцевальных композиций. Однако, жизнь внесла свои коррективы, и с 28 марта студия перешла в режим дистанционного обучения.

В таких условиях заниматься непросто, и всё же детки получили задание повторять дома выученные движения, а старшим предложено придумать окончание танца. Кроме того, педагог на странице студии выкладывает различные тематические материалы, даёт задания. А ещё, зная Татьяну Брониславовну, как творческого человека, я ничуть не удивилась тому, какую предварительную работу она провела в процессе подготовки музыкально-театрализованной композиции. Рассказывать детям о войне сложно, но моя героиня делала это много раз и уверена – это необходимо. Вот и с воспитанниками своей студии она вновь и вновь затрагивает темы блокадного Ленинграда, пионеров-героев, решающих сражений, таких как битва под Сталинградом, рассказывает о подвигах советских лётчиков и разведчиков, и даже о концлагерях. И, конечно же, знакомит малышей с песнями о войне, без них никак.

Мы долго и обстоятельно говорили с Татьяной Брониславовной о той работе, которую она и другие педагоги ведут с детьми (и не только в период подготовки к 9 мая). И знаете, мы сошлись во мнении, что одним только педагогам не справиться с формированием достойных морально-нравственных качеств детей. Увы, но многие родители «выпали» из этого процесса…

Можно обвинять в подмене общественных ценностей кого угодно. Да, пионерию и комсомол в своё время ликвидировали, не предложив ничего взамен. Те, кому довелось носить красный галстук, не могут не помнить того головокружительного чувства гордости, которое распирало юное сердце в день принятия в пионеры. А какими взрослыми и важными ощущали себя малыши, приколовшие на школьную форму пятиконечную звезду «октябрёнка»…

Участников и ветеранов войны, становится, увы, всё меньше. Да и вообще «институт» бабушек, тех самых, настоящих, классических бабушек, сдаёт свои позиции. Выросли и стали родителями те, кто родился и вырос после развала СССР. Как-то незаметно поменялись игрушки и внешкольный досуг детей. И вот уже забыты Тимур и его команда, Электроник, капитан Врунгель, Миша Поляков (тот, который нашёл кортик), а Кондуит и Швамбрания кому-то и вовсе могут показаться ругательными словами. Про замечательные советские мультфильмы и художественные фильмы многие нынешние дети знать не знают. Командные уличные игры? Нет, не слышали. И так далее… Из очередного прорубленного окна в Европу (и не только оттуда), как из рога изобилия посыпались заморские вещи, продукты питания, игрушки, кино, традиции, праздники… И всё бы ничего, ведь знакомиться с чужой культурой очень интересно. Однако, наш народ не только познакомился, он, в большинстве своём легко и просто согласился заменить своё на чужое. Примеры, думаю, приводить не надо, они на виду.

…Мне было 11 лет, когда я со своим классом побывала на экскурсии в концлагере Заксенхаузен (он находится в Германии около города Ораниенбург; в 1961 году там был открыт музей и создан мемориал). Лагерь в виде большого треугольника. Девятнадцать башен, колючая проволока, на которую подавался электрический ток. На воротах начертана циничная фраза Arbeit macht frei («Труд освобождает»). В Заксенхаузене проводились ужасающие медицинские эксперименты, а из человеческой кожи шили сумки, кошельки, абажуры. Среди сотен тысяч узников там содержались Яков Джугашвили и Дмитрий Карбышев. Об этом нам рассказывали экскурсоводы. Я помню свои детские ощущения во время экскурсии, и даже запахи. Помню тревогу. Ужас. Жалость к замученным и ненависть к фашистам… Напомню, я училась тогда в пятом классе. Примерно в этом же возрасте я была на экскурсии в Брестской крепости (ещё одно мощное эмоциональное потрясение). А ещё всей школой мы смотрели в кинотеатре фильм «Иди и смотри», который вышел в прокат к 40-летию Победы в 1985 году. Мы знали о подвигах пионеров-героев и молодогвардейцев, о великих сражениях Великой Отечественной и её выдающихся героях.

Да, и сейчас можно заставить ребёнка прочитать книгу, посмотреть фильм, выучить стихотворение, исполнить песню, но нельзя заставить испытать искренние эмоции, их можно только «вырастить». То пламя, которое горело в наших душах к выпуску из школы, зарождалось с маленькой искорки ещё в детском саду. Огонь постоянно поддерживался... Песни, мультфильмы, художественные и документальные фильмы, книги, встречи с ветеранами. Политинформации, к которым мы готовились без интернета, сочинения, тематические школьные концерты, любимая военно-патриотическая  игра «Зарница» (тогда это было настоящее приключение с полевым выходом, сохранением отрядного знамени и перехватом карт «противника»). Нам не казалось, что мы перегружены темой патриотизма, мы жили этим, а потому наши души постоянно «горели». Всё было само собой, ненавязчиво и необременительно. Никто никого не заставлял.

Многие современные родители для семейного досуга выходного дня выбирают не иначе как торгово-развлекательные комплексы. Не задумываясь о последствиях, мамы и папы вручают своему несмышлёному чаду планшет, а за успешное окончание учебного года обещают подарить «навороченный» смартфон. Ну а потом жалуются, что ребёнок ничем не увлекается, не любит читать и не умеет сам себя занять без гаджета. Да, роль педагогов и общества на формирование мышления ребёнка велика, но не надо преуменьшать роль родителей. Впервые ребёнка знакомят с гаджетом именно родители. А если сделать это значительно позже, чем в полтора-два года? А если с самого раннего возраста показывать малышам добрые старые мультфильмы, сказки и фильмы, чтобы к школе они знали кто такие Морозко, Незнайка, крокодил Гена, Баба Яга и Леший, а не только трансформеры, Монстер Хай, Губка Боб и другие кракозябры. В общем, думаю, смысл понятен.

Как-то так… И я не утверждаю, что всё плохо. На самом деле радуют люди, которые несут в массы мысли и идеи, пропитанные патриотизмом и любовью к нашей стране. «Бессмертный полк», парад Победы, трогательные праздничные мероприятия в детских садах и школах, экскурсии по историческим местам нашей страны, добрые акции и субботники... Остались ещё педагоги, которые не устают наполнять детские сердца «русскостью». Вы только представьте, какого положительного эффекта можно было бы добиться, если бы выстроенную концепцию педагогов объединить с непринуждённым воспитательным процессом в семьях. И если родители будут с пристрастием «фильтровать» всё, что окружает их ребёнка, педагоги помогут им взрастить настоящего человека, за которого никому не будет стыдно.

Людмила Корепанова


Вернуться назад