Добро нести, детей учить,
Добиться цели через трудности,
Любовью истине служить, -
Я называю это мудростью.
Вместо предисловия
Один из царей хотел осчастливить свой народ. Царь обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса:
- Какой час на земле самый главный?
- Какой человек на земле самый главный?
- Какое дело на земле самое главное?
Царь не сумел ответить ни на один из них. А ответ оказался очень простым.
- Самый главный час – настоящий.
- Самый главный человек - тот, что рядом с тобой.
- Дело, которое ты сейчас делаешь – самое главное.
Нельзя не подивиться простоте ответа. А, впрочем, ничего удивительного нет. Всё самое ценное, умное, мудрое – просто и доступно.
Эта незамысловатая притча как нельзя лучше характеризует жизнь и судьбу Бычковой Елены Алексеевны, мудрого руководителя, заботливую маму, внимательную жену, но, прежде всего, истинную женщину. Можно было бы перечислять награды и профессиональные умения Елены Алексеевны как опытного учителя и мудрого руководителя с современной жизненной позицией, но накануне юбилейного дня рождения (18 августа), хотелось бы поговорить с ней о другом: три вопроса - три этюда о жизни в день юбилея.
Этюд Первый: «Самый главный час – настоящий»
Наверное, все часы в моей жизни – настоящие. Так воспитали меня родители, учителя, близкие люди. «Запомни, дочь, - говорила мне мама ещё в детстве, - всё, что ты делаешь, - должно быть настоящим, искренним, идущим от сердца». Она никогда не читала мне нравоучений, но я всегда видела, с какой серьёзностью и принципиальностью она относилась к своей работе. Учась в школе, я уже была уверена: стану учителем. Именно учителя представлялись мне выдержанными, мудрыми, знающими всё людьми. «Люди – боги», - так я тогда думала о них, потому что закладывают детям прочный фундамент дальнейшего дома-жизни.
Родители предупреждали о сложности этой профессии, об ответственности за судьбы детей, но своего выбора я не изменила, потому что считаю, что решение, принятое однажды, - настоящее, верное. Получив школьный аттестат, я уже твёрдо знала, куда пойти учиться, кем стать. В тот момент мне было легче, чем другим одноклассникам. Многие ещё не определились в выборе профессии, а я уже представляла себя стоящей у доски. Но…это был только один настоящий час, час моего выбора. А что дальше?
А дальше – тоже «настоящие часы». Это и учёба в Псковском государственном педагогическом институте, и первый, уже «настоящий, свой» урок в начальной школе, и практика, и экзамены, и выпускной. Разве всё это было ненастоящим?
Да, правы мудрецы, а вместе с ними и моя мама, говорившая мне: «Каждый час, доченька, должен быть настоящим».
Этюд второй: «Самый главный человек тот, который рядом с тобой»
Нет сомнения в том, что мудрецы, дававшие такой ответ, подразумевали не одного человека. Каким же надо быть, чтобы тот, кто находится рядом с тобой, был настоящим?
Конечно, самому любить людей, работу, своих близких.
Я счастливый человек. Мне всегда везло и везёт на хороших, настоящих людей. С детства рядом со мной находились родные, близкие люди, которые воспитывали меня своими примерами. В школе у меня было много настоящих друзей, отношения с ними сохранились до сих пор. Учителя, которых я видела каждый день, искренне верили в своих выпускников. С однокурсниками мы общаемся и по сей день.
Судьба послала мне доброго, любящего, терпеливого мужа. Редко кто из мужчин вытерпит многолетние ночные подготовки к урокам, проверку тетрадей, участие в профессиональных конкурсах, отчеты. И всё срочно, безотлагательно. А мой муж всё терпит, даже сочувствует, потому что знает: бороться со мной нет смысла. Свою работу я должна выполнить на «отлично». А он, глядя на меня, ворчит, но понимает и поддерживает, зная, что я не остановлюсь. Такой уж характер!
Моё счастье – в работе, в семье. Мои сыновья – моя гордость. Это и понятно: они воспитываются в семье, где все по-настоящему.
Этюд третий: «Дело, которое ты сейчас делаешь – самое главное»
Я очень часто задумываюсь о том, какое дело для меня самое главное?
Я ведь и жена, и мама, и свекровь, и учитель, и руководитель. Сколько надо всего успеть! Наверное, невозможно все эти составляющие отделить друг от друга. В жизни не бывает случайностей. Неслучаен был и мой выбор. Сейчас нас называют учителями. А ведь в Древней Руси учителей называли служителями, мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Мне, наверное, по душе больше такое название. Своё дело я не называю работой, так как отношусь к нему как к служению, а не как к работе. Служение учителя – есть служение детям. Педагог должен полюбить ребенка как нуждающегося в его помощи, знаниях, опыте. В моём понимании служение - понятие круглосуточное. Учителем нельзя быть с понедельника по пятницу и только находясь в школе. Я знала об этом, когда делала свой непростой, но осознанный выбор.
У школьной доски я «отстояла» более 25 лет и считаю, что каждый день для меня был главным. Руководила методическим объединением учителей начальных классов, была заместителем директора по учено-воспитательной работе, возглавила педагогический коллектив. Наше служение не знает выходных дней. Вот почему местом встречи с моими учениками является не только классный кабинет, но, прежде всего, моё сердце.
И сегодня, руководя современной, передовой школой с профессиональными педагогами и талантливыми детьми, оглядываясь назад, я понимаю, что всё было сделано в моей жизни не зря, всё было настоящее. Прежде всего, настоящими были и есть люди, которым я благодарна. Это мои родители, моя семья, мой коллектив, ставший за годы совместной работы надёжной опорой, благодарные родители и выпускники, без которых я не представляю свою жизнь, моя родная школа № 4.
Я – счастливый человек и с гордостью могу сказать: « Я состоялась как жена, как мать, как учитель, как руководитель».
Беседа с нашим директором не заканчивается тремя этюдами. Ее жизнь - пример для окружающих. Дорогая, любимая, мудрая, понимающая, НАША Елена Алексеевна! Примите искренние поздравления в свой юбилей. Только вперед, а за надежный тыл не беспокойтесь.
Коллектив МКОУ СОШ №4