Официальный сайт МО «Мирный» Архангельской области > Версия для печати > Готовимся к школе Официальный сайт МО «Мирный» Архангельской области > Статьи > Готовимся к школе

Адрес статьи: https://mirniy.ru/press/articles/8575-gotovimsya-k-shkole.html

Опубликовано: 22-01-2016, 09:52.

Готовимся к школе

Готовимся к школеС середины января в школах города стартовали подготовительные курсы для будущих первоклассников. Ребенок, переступающий порог школы, попадает в новый мир, интересный и сложный одновременно. Как сделать так, чтобы этот мир не стал для маленького человека навязчивым и страшным, чтобы адаптационный период прошел безболезненно и гладко. Об этом мы побеседовали с педагогом-психологом МКОУ СОШ № 4 Анжелой Родионовой.

- Анжела Викторовна, расскажите о подготовительных курсах в вашей школе. Что они из себя представляют?

- Подготовительные курсы для дошкольников есть в каждой образовательной организации Мирного. В 4 школе педагоги работают с детьми по учебно-методическому комплексу «Преемственность», который разработан авторами учебно-методического комплекса «Школа России». УМК «Преемственность» доработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Курс рассчитан на четырнадцать недель. Занятия проводятся по субботам и включают в себя четыре «урока» по тридцать минут каждый с пятнадцатиминутными перерывами. Тематика занятий позволяет развить основные образовательные навыки, необходимые при поступлении в 1 класс. В нашей школе проводятся следующие занятия: «Развитие элементарных математических представлений», «Развитие внимания, памяти и мышления», «Развитие мелкой моторики» и «Развитие речи». С прошлого года подготовительные курсы платные, их стоимость во всех образовательных организациях составляет 5600 рублей. Как правило, подобные курсы в каждой школе посещают до ста и больше дошкольников; их делят на группы, с каждой из которых занимаются педагоги начальной школы.

- Анжела Викторовна, все ли дети нуждаются в особой подготовке к школе?

- Подготовительные курсы для первоклассников необходимы не для того, что так принято или так делают все, а для того чтобы ребенок, придя в первый класс, смог легче адаптироваться к новым условиям. Именно поэтому необходимо иметь представление о том, какие знания будут полезными для ребенка при поступлении в школу. Решая эту проблему, в школе ежегодно проводится предшкольная подготовка будущих первоклассников, которая представляет собой систему мероприятий по работе с детьми и их родителями. Конечно же, в детских садах дошкольники получают много полезных знаний, и все же не будет лишним «окунуть» их в обстановку школы, где им совсем скоро предстоит учиться. Дети, которые не посещают детский сад (таких меньшинство), тем более нуждаются в подготовительных курсах. Особенно внимательно необходимо готовиться к школе, если беременность и роды протекали с осложнениями; ребенок перенес родовую травму или родился недоношенным; ребенок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна; ребенок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально неустойчив; вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.

- Что означает психологическая готовность ребенка к школе?

- Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя: интеллектуальную, мотивационную, волевую и коммуникативную готовность. Рассмотрим каждый из этих пунктов подробно.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-7 годам ребенок должен знать: свой адрес и название города, в котором он живет; название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов, ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка - это мама отца или матери.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба - это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

- По каким признакам можно определить, что ребенок не готов к школе?

- Основываясь на педагогический опыт, можно составить «портрет» первоклассника, не готового к школе. Такой ребенок отличается чрезмерной игривостью, недостаточной самостоятельностью, импульсивностью, бесконтрольностью поведения, гиперактивностью, неумением общаться со сверстниками. Он также испытывает трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса. Можно отметить еще такие качества как неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции; низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие; плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами); недостаточное развитие произвольной памяти; задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

- Анжела Викторовна, можно ли помочь дошкольнику как можно безболезненней стать школьником?

- Да, можно, если уделить этому вопросу должное внимание и постараться проникнуться проблемами ребенка, а не отмахиваться от них. Все мы когда-то были детьми и должны понимать, как это непросто – переход из статуса «малыш», «детсадовец» к статусу «школьник», «первоклассник». Если ребенок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чем-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом. Возможно, ему было полезно бы полезно еще один год посидеть дома или походить на подготовительные занятия.

Чтобы ребенок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.

Если ребенок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся перед школой время он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам, и к большому коллективу ему будет очень тяжело.

- Существуют ли конкретные советы родителям, как подготовить малыша к школе.

- Да, они очень простые и заключаются в ежедневном общении с ребенком и передаче ему житейского опыта.

Научите ребенка различать право-лево.

Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки, собирать пенал.

Выучите с малышом ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, как звонить, если он потеряется.

Дети часто боятся или стесняются просить у строгого учителя разрешения выйти во время урока, так что проговорите со своим ребенком этот момент.

Если у вашего ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь решить их до начала учебы.

Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.). Это придаст ему уверенности в себе.

Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу. Если мама и папа зарабатывают деньги на работе, то его работа - ходить в школу и «зарабатывать» хорошие отметки.

Проверьте, умеет ли ваш ребёнок самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.

И напоследок предлагаю родителям будущих первоклассников пройти тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

Занесите свои ответы в табличку: если вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!».

Результаты тестирования:

до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября - по крайней мере, вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли ваш ребенок общаться с другими детьми.

3 - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.

5 - ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.

Успех личности в жизни в целом начинается с маленьких достижений и покорения совсем невысоких вершин. Давайте же поможем нашим деткам с самого начала ощутить вкус успеха и почувствовать в себе стремление учиться дальше.

Беседовала Людмила Корепанова


Вернуться назад