Официальный сайт МО «Мирный» Архангельской области > Версия для печати > КИДАЛОВО или МАРКЕТИНГОВЫЙ ХОД? Официальный сайт МО «Мирный» Архангельской области > Статьи > КИДАЛОВО или МАРКЕТИНГОВЫЙ ХОД?

Адрес статьи: https://mirniy.ru/press/articles/5050-kidalovo-ili-marketingovyy-hod.html

Опубликовано: 7-02-2014, 16:08.

КИДАЛОВО или МАРКЕТИНГОВЫЙ ХОД?

КИДАЛОВО или МАРКЕТИНГОВЫЙ ХОД?23 января гражданин С., у которого закончилась автостраховка, представил свой Рено Меган на техосмотр и получил диагностическую карту с вердиктом – эксплуатация транспортного средства невозможна. Несмотря на это, в тот же день он приобрел в мирнинском отделении ООО «Росгострах» полис ОСАГО...

Теперь эта машина, у которой нет стояночного тормоза, а в фары вставлены газоразрядные лампы, запрещенные для данной модели автомобиля, ездит по дорогам Мирного и за его пределами. А разве она единственная такая? Торговля автостраховками идет по накатанным рельсам уже не один год – с того самого момента, как техталон перестал быть обязательным атрибутом водительской барсетки. Страшно подумать, сколько за это время на российских дорогах расплодилось «счастливых обладателей» таких полисов ОСАГО, полученных без всякой проверки технической исправности автомобиля.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Георгий Сологуб, начальник диагностической станции Муниципалсервиса:

- Неисправная машина на дороге представляет реальную угрозу. С начала прошлого года по Северо-Западу начали вести статистику – насколько увеличилось число ДТП именно по причине неисправности транспортных средств. До 32 процентов! И это только Северо-Запад. Вспомните «громкое» ДТП, когда Тойота врезалась в остановку, – уже доказано, что у машины просто не было тормозов… К сожалению, когда из КоАПа убрали статью, предусматривающую наказание за вовремя не- пройденный техосмотр, это зажгло зеленый свет недобросовестным страховщикам. Сейчас представители ГИБДД не требуют от автолюбителей талон ТО – они смотрят только полис как свидетельство того, что техосмотр пройден.

А пройден он, как видим, бывает далеко не всегда. Страховщики нарушают тем самым сразу несколько федеральных законов: №170 (о техническом осмотре транспортных средств), №196 (о безопасности дорожного движения), №40 (об обязательном страховании гражданской ответственности). Все эти законы говорят одно – автовладелец должен представить в страховую компанию (любую, по выбору) диагностическую карту с положительным заключением. Только после этого страховщик имеет право оформить ему полис ОСАГО.

Что придумала компания Росгосстрах, чтобы заманить к себе побольше клиентов, нуждающихся в ОСАГО? Создала организацию ЗАО «Техосмотр» с пунктами технического осмотра, расположенными по тем же адресам, что и филиалы Росгосстраха. Ближайший к нам пункт оказался аж в Архангельске. Затем эта фирма была официально зарегистрирована как оператор технического осмотра, и Росгосстрах начал НАПРАВЛЯТЬ автовладельцев на ТО именно туда (нарушая, кстати, еще один закон – о конкуренции). Сейчас ЗАО «Техосмотр» исчезло – надо полагать, из-за подмоченной судами и публичной шумихой репутации, - а его функции продолжает выполнять индивидуальный предприниматель Летовальцев Е.В.

Направления к этому господину выдаются вместе с полисом ОСАГО, то есть ДО ТОГО, КАК МАШИНА ПРОШЛА ТЕХОСМОТР - как уже было сказано, это противозаконно и подтверждается, к примеру, решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 27 декабря 2012 года, обязавшим ООО «Росгосстрах» прекратить нарушать закон – правда, только на территории Устьянского района, так как иск подавался именно устьянским прокурором.

ВЫДЕРЖКА ИЗ РЕШЕНИЯ СУДА

«По мнению суда, договоры ОСАГО, заключаемые без фактического предоставления страхователем диагностических карт (талонов технического осмотра), являются ничтожными с момента их заключения».

Продолжая разбирать частный случай с гражданином С., заметим: в направлении, которое ему выдали в Росгосстрахе, написано, что он уведомлен о необходимости пройти техосмотр в Архангельске до 23.01.2014 года (то есть, в тот же день, как ему выдали полис, что, в теории, возможно, конечно, но в действительности быть не может, потому что просто не может быть). Гражданин поставил свою подпись – значит, согласился. И не только с этим: ниже в направлении написано, что некая Мельничук Н.В. (выдавшая направление) и ИП Летовальцев не несут ответственности за неисполнение Заказчиком обязанности пройти технический осмотр.

Кто такая Мельничук, имеет ли она отношение к ООО «Росгосстрах» или это просто тетя с улицы – из направления не понять. Нет никакого указания на организацию и, конечно, нет ее печати…

Кроме направления к Летовальцеву Е.В. страховая компания выдает своим клиентам и вынуждает подписывать еще кипу бумаг (видимо, чтобы создать видимость легитимности своих действий). Это и договор о проведении технического осмотра  (с уже проставленной факсимильной подписью и печатью ИП Летовальцева, но с пустой датой), и расписка в получении денежных средств той же самой таинственной Мельничук Н.В., и, что самое интересное, «предзаполненная» диагностическая карта. Карта на самом деле абсолютно пустая, но подписанная и с печатью.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Георгий Сологуб, начальник диагностической станции Муниципал-сервиса:

Диагностическая карта оформляется по результатам технического осмотра. Только после того, как машина была зарегистрирована на пункте ТО и прошла техосмотр, я могу напечатать эту карточку. Раньше эта карточка не может никак появиться. В 170-м законе четко определено, что решение о выдаче карточки принимает технический эксперт, который проводит диагностику. Как эту карточку может выдавать страховой агент?

На что толкает человека страховой агент, выдав ему пустой бланк диагностической карты, на котором есть подпись и печать оператора ТО? Искушение заполнить ее самому явно возникнет. Напиши сам, что машина исправна – и все дела. Вот только в Единой государственной базе транспортных средств, прошедших технический осмотр на территории Российской Федерации (функционирует с 1 января 2012 года), о таком техосмотре, ясное дело, не будет никаких сведений. Информацию в базу вносят только операторы ТО.

Выходит, что все эти выдаваемые Росгосстрахом бумаги, вероятно, сущая филькина грамота, которая в случае ДТП (то есть, страхового случая) может сыграть с автовладельцем злую шутку. По сути страховая компания, наверное, заранее готовит почву для того, чтобы не исполнить свои страховые обязательства. Представьте сами такую ситуацию: стукнули вы чью-то машину, пришли в Росгосстрах за выплатой, а вам говорят: «Покажите свой техосмотр. Мы ведь вам давали направление – а вы не прошли. Сами, батенька, и виноваты».

В случае, если стукнете не вы, а вас, результат может быть тем же самым. При разбирательстве, кто прав, кто виноват, сотрудники ГИБДД обязательно воспользуются единой базой данных. И когда они не найдут там сведений о пройденном вами техосмотре, обнаружится, что вы не имели права заводить свой автомобиль. Не будем гадать, чем это обернется, но ожидать положительных эмоций от этой ситуации не приходится.

Эта публикация появилась с единственной целью – предостеречь автовладельцев от ловушки, в которую они могут угодить. Но каждый, конечно, волен решать сам, как ему поступить. Возможно, кто-то рад услугам Росгосстраха и готов без разговоров заплатить этой конторе не только за «техосмотр» (600 рублей, предельную сумму, определенную законом), но и положить сверху еще 380 за контрольную диагностику аккумуляторной батареи – по сути, навязанную допуслугу, которая, как и ТО в Архангельске, скорее всего, останется виртуальной.

Татьяна Рогова


Вернуться назад