Официальный сайт МО «Мирный» Архангельской области > Версия для печати > Без догм и парадигм Официальный сайт МО «Мирный» Архангельской области > Статьи > Без догм и парадигм

Адрес статьи: https://mirniy.ru/press/articles/3361-bez-dogm-i-paradigm.html

Опубликовано: 8-02-2013, 12:26.

Без догм и парадигм

Без догм и парадигмСлух о том, что с 1 сентября 2013 года будет принят закон о платном образовании, не на шутку встревожил людей. Хотя нас уже, кажется, ничем не удивишь, на сей раз практически в каждой семье крепко озадачились. И действительно, как жить дальше, если в обычной, не элитной, школе бесплатными останутся лишь математика и русский, и то по минимуму, а на все остальное мамам-папам придется раскошеливаться?!

Прояснить ситуацию мы попросили директора школы N12 Ольгу Бурчак, являющуюся также депутатом городского Совета Мирного

- Ольга Владимировна, перед Новым годом СМИ, ссылаясь на различные источники, «обрадовали» нас тем, что, якобы, бесплатными останутся первые три года обучения в начальной школе и по минимуму базовые предметы в среднем звене. А за биологию, информатику, физику, химию родителям придется платить. В СМИ даже называлась ориентировочная цифра, по предварительным расчетам около 6,5 тыс. рублей, которая ежемесячно будет утекать из семейного бюджета на обучение ребенка чему-то сверх заявленной бесплатной нормы.

- Не возьмусь комментировать ни эти цифры, ни интерпретацию кем бы то ни было закона. Как педагог и как руководитель я в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ) увидела немало интересного и полезного. Например, наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы, учитывающие возрастные особенности, способности и уровень образования и профессиональной квалификации обучающихся.

Регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности, а для современной школы это очень важно. Кроме того, обновлены модели экономической деятельности в сфере образования. Что касается платы за образование, то процитирую пункт 3-й  5-ой статьи вышеназванного закона: «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые».

- Может быть, именно с обновлением экономической модели и связаны разговоры о плате за обучение. Ведь не бывает дыма без огня, с чего вдруг люди переполошились?

- Давайте вспомним: тенденции платного образования не раз уже пугали нас тревожными сигналами. Сначала они касались дошкольных учреждений, а теперь вот огорошили слухами о средней школе. Действительно огорошили, и действительно слухами, поскольку нигде прямо не написано: два часа русского и иностранного языка, математики, физической культуры и один час истории в неделю ребенку будут преподавать бесплатно, а за остальное родителям придется платить.

- Если и в самом деле за полноценное обучение чад мамы-папы буду выкладывать круглые суммы, то в итоге мы получим реальный межкастовый разрыв среди сограждан: платежеспособных и не очень. И, как следствие, резкое падение уровня грамотности населения, его деградацию. На секунду представить себе такое поколение будущих российских детей – страшно.

- И вряд ли это нужно современному государству, которое сегодня не может существовать без передовых технологий и высокотехнологичных производств. Кто будет обеспечивать государству прогресс, если его гражданам станет недоступным получение знаний по физике, химии, информатике, другим предметам?

Кроме того, российская действительность такова, что практически любой новый закон влечет за собой издание подзаконных актов, разъяснительных писем, растолковывающих, как надо трактовать закон. Поэтому, несмотря на переполох, который возник в связи с принятием нового закона об образовании, во всей этой ситуации есть несомненный плюс: СМИ показали реакцию населения на то, что выдали законодатели, показали, насколько неоднозначно воспринимается их продукт. Значит, еще до вступления документа в силу они смогут другими глазами посмотреть на закон и увидеть, какие подводные камни остались незамеченными при его принятии. До 1 сентября еще есть время получить необходимые комментарии и при необходимости внести поправки.

- Честно говоря, мне искренне жалко педагогов и директоров школ. Не понимаю, как можно было образование приравнять к сфере услуг! Ведь вы теперь в правовом и экономическом поле окончательно лишены каких-либо хотя бы формальных отличий, допустим, от сферы ЖКХ.

- Да, директор теперь не главный педагог, а менеджер, обязанный оперировать Налоговым, Бюджетным, Гражданским кодексами. А главной задачей педагогов теперь является формирование у обучающихся «ключевых компетентностей».

- Знаете, Ольга Владимировна, без иронии и юмора некоторые перлы, рождающиеся в верхах, невозможно воспринимать. Но самое досадное, что работать в новых условиях и решать эти головоломки приходится не создателям законов и циркуляров. А педагогам, о которых иные столичные чиновники говорят, что учителя-де «способны завалить любые госстандарты». Но стоять-то у доски не деятелям Минобраза! Довелось недавно заглянуть в «Положение о мониторинге оценки качества образования». Слов много, а ясности никакой! Как вы с этим работаете?

- Так и работаем: без догм и парадигм. Ситуация и впрямь непростая. К сожалению, отношение к профессии учителя последнее время у общества и государства было граничащим с равнодушием и негативом. Оплата труда педагога была очень низкой. Это привело к тому, что педагогические вузы перестали выпускать учителей: из их стен выходили юристы, менеджеры - кто угодно, только не учителя. В результате, сегодня сверх актуальным стал кадровый вопрос.

Не будем замахиваться на всю страну или Архангельскую область. Рассмотрим наш город. Все школы Мирного сегодня заняты переманиванием специалистов из региона. Та же картина, что в здравоохранении, о чем вы в прошлом номере разговаривали с главврачом городской больницы Владимиром Шарыповым.

Если мыслить категориями города, то этот приток кадров – благо. Если же глянуть чуть шире, то мы оголяем область, и для государства это уже отнюдь не хорошо. Но, поскольку государство эту проблему решает как-то однобоко, не системно, не вдаваясь в детали, как его решения отражаются в глубинке, в конкретных местах, мы вынуждены думать в первую очередь о своих интересах. В данном случае я говорю не только о своей 12-й школе, а о системе образования Мирного. В отличие от директоров других школ я рассматриваю проблему и как депутат горсовета, который обязан защищать интересы всего населения и, в первую очередь, своей целевой группы.

Ресурс для подпитки школ в Мирном есть. Среди жен военных достаточно педагогов, чтобы закрыть если не все свободные, то хотя бы некоторые вакансии в школах и детских садах, учреждениях дополнительного образования. Но, как и в случае с медиками, наши потенциальные кадры работают в других сферах или предпочитают сидеть дома в четырех стенах. Насущной необходимости зарабатывать на хлеб у них сегодня нет, жалование офицеров позволяет дипломированным педагогам заниматься исключительно домом и семьей.

Так вот здесь, как и Владимир Шарыпов, скажу огромное спасибо главе Мирного Юрию Сергееву за решение квартирного вопроса для учителей, которых мы находим за пределами города. Для них служебное жилье – весомый аргумент, чтобы ежедневно становиться к классной доске.

- Жилье-жильем. Но главная причина кадровой проблемы все же – денежная. Или безденежная? Сколько нужно платить учителям, чтобы лейтенантские жены не сидели в четырех стенах, а шли бы работать по профессии?

- Знаете, не соглашусь, что главная причина – в деньгах. Ведь абсолютное большинство учителей работают в школе, не рассчитывая, будут или нет им доплачивать за то, что они после уроков останутся с учениками сидеть, готовить внеклассные мероприятия и так далее. И работают они творчески, стараясь всячески заинтересовать детей, обеспечить им качественное образование. Из чего складывается качество? Вопрос многогранный. Можно долго теоретизировать по этому поводу. Но количество выпускников мирнинских школ, которые ежегодно поступают в вузы, говорит само за себя. А ведь отличный уровень их знаний - это в огромной степени заслуга педагогов.

Хочу заметить, что наши учителя, уезжая на постоянное место жительства в Москву, в Питер, другие крупные города, долгое время не могут привыкнуть к тому, как работают в школах там. Со свойственным им энтузиазмом, творческим подходом наши мирянки в других городах выпадают из общего ряда. Если для крупных мегаполисов действительно стало нормой, что школа не воспитывает всесторонне развитую личность, а предоставляя образовательные услуги, дает людям возможность получить необходимый стандарт знаний, то в нашем городе все еще сохраняется дух той, классической советской школы, когда к ребенку относятся не как к потребителю, получателю услуг, а как к маленькому человеку, который именно в школе может и должен получить не только знания по предметам, но и опыт общения, положительные эмоции, радость детства, в конце концов. И за сохранение этих добрых традиций я очень благодарна своему коллективу и моим коллегам из других школ города.

- Ольга Владимировна, темы и проблемы образования – весьма широкое поле для обсуждения. И мы обязательно не раз к ним вернемся, поскольку объять необъятное на одной газетной полосе - невозможно. Завершая сегодняшний разговор, что посоветуете родителям тех, для кого школьная жизнь начнется лишь 1 сентября 2013 года?

 - Дорогие родители! Если ваш ребенок еще дошкольник – вкладывайтесь в его развитие, занимайтесь его речью, воображением, мелкой моторикой, расширением границ любознательности. Не всегда для этого нужны деньги, чаще всего нужны ваше желание и решение заниматься с ребенком. Уделяйте вашим детям как можно больше внимания. А уж любой детский сад и любая школа в Мирном вам в этом непременно помогут. Уверяю, абсолютно бесплатно!

Интервью вела Елена Бойко


Вернуться назад