Дети и родители. Как разрешать конфликты? » Официальный сайт городского округа Архангельской области «Мирный»
 
Старая версия сайта доступна по адресу www.old.mirniy.ru. Поддержка старой версии не производится. Администрация сайта.
Вы не авторизованы на сайте
 
 



Мирный Архангельской области » Пресс-служба » Статьи » Дети и родители. Как разрешать конфликты?



Дети и родители. Как разрешать конфликты?

Опубликовано: 22-06-2015, 14:32

1.Конфликты между детьми и родителями.

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Взаимоотношения между членами семьи  играют огромную роль в воспитательном процессе, и их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия.

Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с ними на эмоциональном уровне, пугает и тревожит. К сожалению,  бывает, что  родители фактически не знакомы с детьми; времени нет быть вместе; да и позволить им быть такими, какие они есть на самом деле, очень трудно.

Восприятие ребенка его родителями прямо пропорционально его возрасту: чем старше ребенок, тем меньше его понимают. А ведь это личность, то есть ребенок по-своему воспринимает поведение окружающих людей, их отношение к себе. А мы думаем, что он смотрит на мир нашими глазами и хотим, чтобы он делал выводы, аналогичные нашим. В этом и состоит одна из основных причин проблем в воспитательном процессе и в семье, и в учебном учреждении, отсюда идут конфликты.

В период взросления ребенок нередко ведет себя агрессивно, вызывая, таким образом, членов семьи на вступление в конфликт.

Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, рассогласование,  резкое обострение противоречий 2-ух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Чаще всего конфликты возникают  с конфликтными людьми, они больше других создают и вовлекают других в конфликтные ситуации и конфликты.

В жизни противоречий (причин для конфликта) между людьми возникает больше в силу того, что все люди разные.

Противоречия – это рассогласования:

  • мотивов, потребностей, ценностей;
  • взглядов, убеждений;
  • понимания, интерпретации информации;
  • ожиданий и позиций;
  • оценок, самооценок;
  • знаний, способностей, опыта;
  • эмоциональных и психических состояний;
  • целей, средств, методов, способов достижения целей, осуществления деятельности и т. п.

Надо понимать, что противоречия будут существовать всегда и возникновение конфликтных ситуаций неизбежно. Таким образом, важно уметь выстраивать взаимодействие конструктивно, решать конфликт, не ущемляя права и чувство собственного достоинства задействованных в конфликте.

Вы можете выбрать  любые отношения, но важно понимать, к каким последствиям это приведет.

Дети и родители. Как разрешать конфликты? Выделяют 5 основных типов поведения в конфликтах:

  • Соперничество (конфронтация, конкуренция). Это «жесткий тип решения конфликтов». Предполагает активное и самостоятельное поведение, направленное на удовлетворение собственных интересов без учета интересов другой стороны, а то и в ущерб им.
  • Сотрудничество. Предполагает «демократичный стиль». Человек придерживается мнения, что всегда можно договориться. Во время конфликта старается предложить альтернативу, ищет решения, которые удовлетворили бы интересы  обеих сторон. Сотрудничество предполагает уравновешение двух сторон.
  • Компромисс.  Предполагает «компромиссный стиль». С самого начала человек согласен на урегулирование разногласий путем взаимных уступок. Идеальный вариант — удовлетворение интересов каждой из сторон наполовину. (50%\50%). Однако часто одна сторона делает больше уступок, чем другая, что может привести в будущем к еще большему обострению отношений. Компромисс часто оказывается временным выходом, так как ни одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью.
  • Приспособление (уступчивость, сглаживание). «Мягкий стиль» предполагает готовность принять точку зрения «противника», отказавшись  от своей  (Мне все равно. Или все, или ничего). Такой человек отличается склонностью смягчить конфликтное взаимодействие, сохранить гармонию существующих отношений.
  • Игнорирование. «Уходящий стиль». Человек, используя данный тип поведения, стремится «вовремя уйти» (избежать), не обостряя ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения; стремление выйти из конфликтной ситуации, не устраняя ее причин. Некоторые предпочитают сохранить худой мир, который, как известно, лучше доброй ссоры. Такая стратегия оптимальна, когда ситуация не особенно значима для вас и не стоит того, чтобы тратить на нее свои силы и нервы.

Избежав конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха, так же  и  в случаях соперничества, приспособления и компромисса, т.к. один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, потому что оба идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны  оказываются в выигрыше. Благодаря сотрудничеству могут быть достигнуты наиболее эффективные, устойчивые и надежные результаты. Для этого необходим переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на котором обнаруживаются совместимость и общность интересов. Данная стратегия позволяет разрешать конфликт, сохранять партнерские отношения во время и после него. Для сотрудничества необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, а также время и ресурсы.

2. Преодоление конфликтов между и детьми и родителями.

Преодолеть конфликт между взрослыми детьми и родителями поможет поиск альтернатив.

Нужно научиться находить альтернативы, не случайно мы живем в мире, где требуется договариваться. Нахождение альтернативы ведет к выбору наилучшего способа действия и принятия ответственности за выполнение решения.

Необходимо помнить, что к каждому участнику конфликта нужно относиться достойно и с уважением. Найдите «лучшее время» и объясните своему собеседнику процесс поиска альтернативных решений, а также то, как они помогут в разрешении противоречий.

Существуют определенные этапы поиска альтернативы:

  1. Определение противоречия или проблемы (информирование\выяснение трудности, вопрос о сотрудничестве).
    Важно быть уверенным, что выбранный для поиска альтернативы момент удачен. Инициатор не должен бояться сказать: «То, что случилось, является проблемой, и я хочу, чтобы мы вместе подумали, как ее решить. Без твоего участия здесь не обойтись. Как ты к этому относишься?»
    Нужно придерживаться следующих целей и правил:
    а) скажите все, как есть; если Вы чувствуете себя сильным в этом пункте, имеет смысл, чтобы именно Вы обратились с вопросом;

    б) избегайте обвинений, которые лишь вынуждают защищаться и уменьшают шансы на разрешение противоречия;

    в) используя совместные действия, инициатору следует дать понять, что они должны объединиться в поиске того решения, при котором никто не будет ущемлен и которое требует «встречи» обоих. Важно искреннее желание его помощи и уважительное отношение к его идеям.
  2. Поиск и выработка альтернативных решений. (Как, ты думаешь, это можно решить? Тебе нужно время для обдумывания? Сколько?  Какие у тебя есть предложения? Что ты хочешь? Для меня важно… Я могу …)
    Для того чтобы помочь найти решение проблемы, необходимо держать в уме следующие ключевые моменты:
    - позвольте собеседнику первому предложить свои решения; Вы воспользуетесь своей возможностью позже;

    - дайте собеседнику достаточно времени для обдумывания его предложений;

    - будьте открытыми, избегайте оценок, осуждения или принуждения предлагаемых собеседником решений;

    - избегайте высказываний, создающих у собеседника убеждение, что Вы не примете ни одного из предлагаемых им решений.
  3. Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений (Давай поразмышляем, к каким последствиям может привести каждое из записанных решений? …)
    Важно на этом этапе включить собеседника в обдумывание и оценивание различных решений. Остаются только те решения, которые приемлемы  для каждого. При этом необходимо честно выразить свое мнение. Если это несогласие, то реплика может быть следующая: «Меня не очень осчастливит этот вариант», или « Я считаю, что это не отвечает моим потребностям», или «Это не кажется мне справедливым».
  4. Выбор альтернатив и реализации решения.
    Для того чтобы выбрать лучшую альтернативу, необходимо помнить следующее:
    1. Задайте вопрос типа:
    «Ты думаешь, это приведет нас к решению? Всех ли удовлетворит это решение? Решает ли это нашу проблему?»
    2. Решение не конкретизируется. Ни одного из решений не должно считаться окончательным и не подлежащим изменениям: «
    Звучит неплохо, давай попробуем и посмотрим, решает ли это наши проблемы?» или «Мне хотелось бы это попробовать. А тебе?»
    3. Запишите решение на бумаге, особенно в том случае, если оно включает в себя ряд пунктов, чтобы ни один не был забыт.
  5. Определение того момента в будущем, когда можно будет оценить прогресс (например: «Через неделю в 5 вечера в субботу на кухне обсудим, что уже удалось и на что следует еще обратить внимание»).
    Всем участникам обсуждения должно быть ясно, что именно от них требуется и каким образом можно достичь взаимного согласия. Им следует постоянно обращаться к вопросам: «Кто?», «Что?», «Где?», «Как?». Например: «Кто за что отвечает? Когда начнем и когда закончим? Где все это будет происходить?».
    В отношениях  не всегда все идет гладко. Могут возникать проблемы и противоречия. Но нужно быть готовым к тому, что такой момент наступит, и относиться к нему как к нормальному явлению, с которым человек умеет конструктивно работать.
    Конфликты родителей с детьми не избежать. Для этого нужен хороший подход к взаимоотношениям с детьми. Помните, что как бы ни ссорились, вы друг для друга родные люди. Решайте свои проблемы мирно в спокойной обстановке! Общайтесь с уважением и доверяйте друг другу!!!

Педагог – психолог ГБСУ АО «Плесецкий СРЦН»
Л.В. Тухбатулина

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!


Версия для слабовидящих



Административные барьеры, препятствующие развитию бизнеса




 
 
 Город и люди
О городе
Предприятия города
Совет молодежи Общественные организации
Жизнь города Справочная информация
 
 
ГО «Мирный» © 2005-2023 гг. 164170, г. Мирный, Архангельская обл., ул. Ленина, 33.
При использовании материалов ссылка обязательна. Для замечаний и предложений.
Яндекс.Метрика