До настоящего момента жители нашего города, получая квитанции коммунальных платежей, ставят под сомнение правомерность включения в дополнительные услуги и оплату таких пунктов, как сбор, погрузка и вывоз крупногабаритного мусора, а также услуги паспортного стола. Давайте рассмотрим каждую из этих услуг по порядку: сбор, погрузка и вывоз крупногабаритного мусора (КГМ).
Пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, в соответствии с которым вывоз крупногабаритного мусора не включен в состав содержания общего имущества в МКД. Но в то же время согласно пункту 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства от 10.02.1997 г. № 155, твердые и жидкие бытовые отходы – это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.). Таким образом, КГМ отнесен к твердым бытовым отходам.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в МКД; плату за коммунальные услуги.
Услуги по сбору и вывозу ТБО не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст. 157 ЖК РФ. Плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в МКД, и размер ее определяется в соответствии с приложениями статьи 156 ЖК РФ, т.е. определяется на общем собрании собственников помещений. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей компании и устанавливается на срок не менее чем один год.
В нарушение указанных норм управляющей компанией Мирного размер платы за вывоз крупногабаритного мусора не был предложен на собрании собственников помещений включить в плату за содержание и ремонт, а ошибочно отнесен к дополнительным услугам с установлением отдельной величины размера оплаты. (Данный вывод нашел подтверждение в решениях судов различной инстанции, так, например, решение по делу №006-11-АЗ в отношении ООО «Управляющая компания Жилком-Сервис» от 23.03.2011).
Кто-то скажет: а какая разница, куда мы включим эти расходы, - ведь услуга оказана и ее надо оплачивать, но включив ее в состав платы за содержание и ремонт, часть этой платы по линии социальной поддержки будет возвращена отдельным категориям граждан, имеющим льготы (инвалиды, ветераны труда и т. д.), а на дополнительные услуги льготы не предоставляются. Заявления ряда граждан города о том, что вывоз ТБО жителями Мирного оплачивается дважды, считая, что в стоимости услуги вывоз ТБО уже заложены расходы на вывоз крупногабаритного мусора (КГМ) и оплачивая дополнительную услугу (вывоз КГМ) они повторно платят за одну и ту же услугу - необоснованны. В договоре на транспортировку и размещение бытовых отходов на полигоне ТБО №26/м от 17.09.2010 г., заключенным МУП ЖКК (директор Бурнаев В.Н.) и МУП ЖЭУ (директор Рагимханов Д.К), пунктом 2.1.1 определено: «Исполнитель производит транспортировку ТБО с контейнерных площадок путем механической разгрузки контейнеров в мусоровоз, а также размещение их на полигоне ТБО», а пункт 2.1.4. того же договора гласит: «Исполнитель по письменным заявкам Заказчика производит транспортировку и размещение на полигоне ТБО строительного и крупногабаритного мусора за отдельную плату. Погрузка КГМ на автотранспорт производится силами Заказчика». Из договора вытекает, что транспортировка ТБО и транспортировка КГМ – две отдельно оплачиваемые услуги.
Другая услуга, отнесенная к дополнительным – услуги паспортного стола. В соответствии с Законом РФ « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25 июня 1993 г. № 5242-1(ред. 13.12.2010) государственная функция по регистрационному учету граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах России возлагается на территориальные органы ФМС. «Паспортные столы» жилищных организаций (ТСЖ, УК ) являются структурами, в установленном порядке и в рамках установленных полномочий участвующими в предоставлении гражданам государственной услуги по регистрационному учету.
В соответствии с вышеназванным Законом и Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. №713, на них возложена обязанность по первичному приему от граждан документов на регистрацию (снятие с регистрационного учета) и передача их в соответствующий орган регистрационного учета. Отсюда вытекает, что граждане пользуются услугой паспортного стола по регистрационному учету (снятию с регистрационного учета) бесплатно.
Работа по выдаче справок, необходимых гражданам для регистрации их прав и свобод, также должна быть организована независимо от количества обратившихся за их получением. Но данная услуга, кстати, как и вывоз ТБО, государством не регулируется, предельные индексы не устанавливаются. Размер платы устанавливают собственники помещений на общем собрании, где, например, собственники могут решить - оплачивать каждую справку отдельно или включить эти расходы в счет-квитанцию в виде фиксированной величины, как это было принято собственниками помещений подавляющего большинства домов Мирного – 30 коп. за метр кв.
Сразу возникает вопрос: а почему расчет ведется с метра квадратного, а не как-то иначе, и не хитрит ли в этом случае УК? Обратимся к судебной практике. Рассматривая подобный спор, суд установил, что согласно Положению о структурном подразделении паспортный стол, осуществляя услуги по работе бухгалтерии, юридической службе по работе с должниками и др. структурными подразделениям управляющей компании, относится к услугам и работам по управлению МКД, являющимся составной частью платы за содержание и ремонт помещения согласно пп.2 п. 1 ст.154 ЖК РФ. Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к выводу, что включенная в счет-квитанции в графе услуги плата за услуги паспортного стола является в соответствии со ст. 154, п.2 ст.162 ЖК РФ услугами по содержанию и управлению МКД и призвана обеспечивать исполнение нормативных требований к содержанию эксплуатации МКД. ЖК РФ устанавливает, что собственники жилья обязаны нести расходы по содержанию общего имущества МКД согласно своей доле в праве общей собственности. Эта доля пропорциональна размеру общей площади квартиры (ст. 39, 42 ЖК РФ). Таким образом, размер платы за содержание жилья, куда вошли и услуги паспортного стола, устанавливаются за метр квадратный.
Ямпольский Ю.Г.
Инспектор – координатор Архангельской обл. по г. Мирный