М.К.Янгель – создатель ракетного щита Отечества » Официальный сайт муниципального образования «Мирный»
 
Старая версия сайта доступна по адресу www.old.mirniy.ru. Поддержка старой версии не производится. Администрация сайта.
Вы не авторизованы на сайте
 
 



МО «Мирный» Архангельской области » Пресс-служба » Статьи » М.К.Янгель – создатель ракетного щита Отечества



М.К.Янгель – создатель ракетного щита Отечества

Опубликовано: 27-10-2011, 08:52

М.К.Янгель – создатель ракетного щита ОтечестваТак случилось, что при его жизни о нем вообще ничего не писали, а после смерти - куда меньше, чем он того заслуживал. 25 октября 2011 года отмечается 100 лет со дня рождения выдающегося отечественного ученого и конструктора в области ракетно-космической техники, академика АН СССР, дважды Героя Социалистического Труда Михаила Кузьмича Янгеля.

Короткая жизнь академика была отмерена с роковой точностью: в авиацию пришел в 20 лет, следующие 20 – занимался боевыми самолетами, последние двадцать – ракетами. Умер - в день своего 60-летия. Его имя было засекречено, только из некролога, опубликованного в октябре 1971 года, мир узнал имя Главного конструктора стратегического оружия: Янгель.

Его именем названы улицы, площади, школы, поселок, станция метро в Москве. Его имя носят пик на Памире, кратер на Луне, малая планета. Памятники ученому установлены в Железногорске-Илимском (Иркутская область), Днепропетровске, на космодромах «Байконур» и «Плесецк».

Детство и юность

Родословной М.К. Янгеля не сохранилось, просто ее никто не вел – все в роду были неграмотными. Известно, что дед будущего академика Лаврен Янгель – потомок запорожских казаков, жил на Черниговщине. По семейным преданиям, была у него красавица жена и два сына, Леонтий и Кузьма. Однажды в имение приехал пан, приглянулась ему жена казака, увез он ее в столицу. Взыграла "запорожская" кровь Лаврена, взбунтовался - поджег панский амбар. Приговор был суров: восемь лет каторги на Ленских золотых приисках и вечное поселение в Сибири. Так Янгели стали сибиряками.

В Сибири, в деревне Зыряновой Иркутской области 25 октября 1911 года и родился Михаил Кузьмич Янгель. Здесь, в родной деревне, на берегу живописного Илима прошло его детство. Семья была большой, у Кузьмы Лаврентьевича и Анны Павловны было 12 детей. Родители Михаила сами были неграмотными, но сделали все, чтобы их дети выучились, вышли в люди. В местной трехклассной школе Михаил начал постигать грамоту. Окончив школу, он поступил в Нижнеилимское высшее начальное училище, в котором проучился до 1924 года. Жили бедно, как говорится, еле сводили концы с концами. Несмотря на нужду, Кузьме Лаврентьевичу очень хотелось, чтобы его дети учились дальше. В 1924 году Михаил переехал в Куйтун Иркутской области, где жил у тети и продолжил учебу. В 1926 году Михаил переехал в Москву к своему старшему брату, который учился в университете. Время было тяжелое, поэтому пришлось совмещать учебу с работой.

Фабрика

В 1927 году Михаил Янгель приезжает в Красноармейск. В этом году он окончил 7-й класс общеобразовательной школы. Дальнейшая жизнь в общежитии стала невозможной, и он стал искать место, где можно было бы продолжить учебу и работу. Однажды ему в руки попалось газетное объявление, в котором на Вознесенскую мануфактуру приглашались молодые рабочие, причем обучение им гарантировалось. И Михаил сел на поезд… Узкоколейка привела его на фабрику имени Красной Армии и Флота. Продукция фабрики – ткани миткаль, бумазея, репс, перкаль, которые в основном использовались в авиации. При фабрике была школа ФЗУ, которую и стал посещать Михаил, осваивая ткацкое дело.

Однажды на фабрику поступил заказ на изготовление ткани перкаль, которая шла на обшивку крыльев и фюзеляжа самолетов. Коммунары решили посетить военный аэродром, познакомиться с летчиками и увидеть вблизи самолеты, в конструкции которых используется их текстильная продукция. Скорее всего, именно после первого знакомства Михаила с аэропланом у него и зародилась мечта об авиации.

Путь в авиастроение и ракетостроение

Наступил 1931 год. По путевке районного комитета комсомола он был направлен на учебу в МАИ. С этого времени Михаил Янгель окончательно связал свою жизнь с авиацией, а позднее и с ракетостроением. Будучи еще студентом, в 1935 году Михаил поступает на работу в конструкторское бюро Николая Николаевича Поликарпова, который стал руководителем его дипломной работы. Просматривая дипломный проект Янгеля, Поликарпов увидел много интересного и нового в конструкторских решениях и методике расчетов. Он заинтересовался судьбой Михаила. Услышав рассказ студента о долгом и нелегком пути из глухой сибирской деревни в авиацию, Поликарпов сказал: «Получается, что ты как Ломоносов пробиваешься в науку. Похвально! Похвально! Только не останавливайся на полпути, диплом инженера - это еще не все. Нужно идти дальше».

В конструкторском бюро Поликарпова Янгель проработал около 10 лет. Начав конструктором второй категории, он работал инженером, помощником главного конструктора, ведущим инженером, участвовал в проектировании и создании истребителей И-16, И-180, И-185.

В годы Великой Отечественной войны М.К. Янгель работал начальником цеха на авиационном заводе, сутками не уходил из цеха, организуя выпуск боевых истребителей, так остро необходимых фронту.

В 1948 году М.К.Янгель поступил в Академию авиационной промышленности. После окончания ее с отличием в 1950 году начал заниматься ракетно-космической техникой.

Главный конструктор

12 апреля 1950 года в трудовой книжке М. Янгеля появилась новая запись: "Назначен на должность начальника отдела НИИ-88". Так он пришел в ракетную технику в день, который позже будет отмечаться как День космонавтики. Через год Янгель уже стал заместителем Королева. Он не суетился, не мельчил, был чудовищно работоспособен. Идеи ловил на лету. Круг обязанностей нового зама рос, как снежный ком. Впечатление складывалось такое, что Главный испытывал его на прочность. На самом деле срабатывала отлаженная система: раз тянет – догрузить можно еще. И нагружали. Янгель "тянул".

В мае 1952 года Янгель назначается директором Центрального научно-исследовательского института по ракетной технике, в состав которого входили ряд научно-исследовательских отделов, два филиала, опытный завод, экспериментальные цеха и более десяти КБ, в том числе и КБ Королева! Такого не ожидал никто. Сложилась щекотливая ситуация: Янгель и Королев поменялись местами – подчиненный стал начальником, бывший начальник – подчиненным.

Нужно знать Королева, чтобы понять его реакцию: он демонстративно перестал посещать совещания у директора НИИ-88, всячески игнорировал решения Янгеля, не спешил выполнять его приказы.

27 июля 1952 года приказом министра М. Янгель был утвержден председателем научно-технического совета института. Этот приказ поставил последнюю точку: Янгелю полностью развязали руки в проведении своей научно-технической политики. Шла неприкрытая игра высшего партийно-государственного аппарата, целью которой было ликвидировать "монополизм" Королева в ракетной технике.

Все это понимал Королев, но это понимал и Янгель. В октябре 1953 года Янгель принял неординарное решение – подал министру заявление с просьбой освободить его от занимаемой должности директора НИИ-88. Увидев заявление, Устинов рассвирепел: "Испугался ответственности? Захотелось в авиацию? Будешь работать там, где прикажет партия! Иди, работай." Однако в начале ноября 1953 года Устинов все же подписал приказ о переводе Янгеля на другую работу. К общему удивлению, министр объявил ему благодарность и премировал за хорошую работу, но из ракетной техники не отпустил. Янгеля оставили в институте, назначив главным инженером НИИ-88. Почувствовав себя в родной стихии, Янгель и внешне преобразился: посвежел, исчезла угрюмость, поднялось настроение. Появилась возможность основательно заняться перспективными работами и главное – развитием нового направления в ракетной науке и технике.

Новое направление еще не успело опериться – была только идея применить высококипящие компоненты и автономную систему управления. Мгновенно возникли и ярые сторонники, и непримиримые противники. Началась настоящая война умов, чинов и амбиций. Масла в огонь подливало и то, что в Днепропетровске на ракетном заводе, в "королевской вотчине", группа конструкторов по собственной инициативе начала проектировать новую ракету. Янгель поддержал новаторов.

Новые идеи получили "высочайшее благословение": специальным постановлением правительства в апреле 1954 года на базе днепропетровского ракетного завода было создано Особое конструкторское бюро (ОКБ-586). Главным конструктором и начальником ОКБ стал Михаил Янгель.

Приближался 1957 год. Именно в этом году планировались летно-конструкторские испытания межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, созданной в КБ С. Королева, и первенца М. Янгеля, ракеты Р-12. В апреле 1957 года Королев вылетел на Байконур, а Янгель в мае прилетел в Капустин Яр. Первый старт "семерки". Неудача. Ракета взорвалась. Второй пуск - снова неудача...

Пуск ракеты Р-12 назначили на 22 июня 1957 года. Королев не выдержал и прилетел в Капустин Яр. Увидев днепровскую ракету на старте, удивился: "Это что за карандаш? Он же сломается, не успев взлететь..." Действительно, ракета Р-12 напоминала тонкий, длинный, остро заточенный карандаш: при высоте более двадцати метров ее диаметр был немногим более полутора метров.

Ракета Р-12 стартовала с первого пуска. Успешный старт первой ракеты укрепил позиции сторонников создания ракет на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления. Но скептики не спешили с признанием: "Первый пуск – это еще не пуск. Посмотрим, что будет дальше". А дальше был второй, третий... Машина летала практически без замечаний.

Для коллектива ОКБ и завода этот успех обернулся самым неожиданным образом: в Днепропетровск прибыл Н. Хрущев. Он решил лично познакомиться с днепровскими ракетостроителями. Осмотром сборочных цехов завода, знакомством с новыми проектами Никита Сергеевич был явно доволен, щедро вручал награды отличившимся... Вскоре Хрущев сделал на весь мир сенсационное заявление: "У нас производство ракет поставлено на конвейер. Недавно я был на одном заводе и видел, как там ракеты выходят, как сосиски из автоматов".

Уезжая из Днепропетровска, Никита Сергеевич одобрил разработку двух новых ракетных комплексов. Но при подготовке первого пуска межконтинентальной Р-16 случилось непоправимое. 24 октября 1960 года при проведении предстартовых работ произошла катастрофа с человеческими жертвами. При взрыве погиб командующий ракетными войсками маршал М.Неделин. Янгель чудом остался жив: он отошел покурить, и в этот момент раздался взрыв...

Государственная комиссия, расследовавшая причины катастрофы, установила: авария произошла в результате грубейшего нарушения мер безопасности – игнорируя мнение специалистов, маршал М. Неделин приказал устранить неполадки в системе автоматики прямо на заправленной ракете. Маршала торопили – и маршал торопил... И тем не менее Москва приняла категорическое решение: нужды обороноспособности страны требуют незамедлительного возобновления работ по стратегической ракете Р-16 и сдаче ее на вооружение.

2 февраля 1961 года состоялся первый пуск межконтинентальной стратегической ракеты Р-16. Базирование первого поколения стратегических ракет было наземным – сказалась необходимость создания в кратчайшие сроки "ракетно-ядерного щита". Этот "щит" стал главным аргументом советских политиков. В какой-то момент и "наверху" поняли: "щит", о котором столько говорилось с высоких трибун, не более чем миф. "Щита" как не было, так и нет. Сама ракета, даже стратегическая, – еще не "щит". При всей своей грозной силе она беззащитна, как ребенок.

В узком кругу Хрущев любил рассказывать, как у него, бывшего шахтера, возникла "шахтная" идея. Ракетостроителям была поставлена задача: создать шахтные пусковые установки. Первыми "новоселами" стали стратегические ракеты среднего радиуса действия Р-12 и Р-14. Вскоре шахтную "прописку" получили межконтинентальные баллистические ракеты Р-16 Главного конструктора М. Янгеля.

Летные испытания и учебные пуски подтвердили преимущества этих ракет, они и стали основой Ракетных войск стратегического назначения. С этого момента Янгель стал не просто Главным конструктором, он стал Главным самого важного – стратегического направления в обороне страны.

Приняв на себя всю тяжесть создания боевых ракетных комплексов, Янгель в известной степени "помог" Королеву сосредоточиться на исследованиях космического пространства. Прорыв в космос королевской "семерки" определил основные направления развития космонавтики, дал первые, весьма важные научные результаты, но вместе с тем и показал - исследования космоса требуют и космических затрат. Встал вопрос: нельзя ли удешевить космические программы, сделать исследования космоса более доступными, а значит, и более эффективными и разнообразными?

Янгель пришел к простой и, по сути, гениальной мысли: свои боевые ракетные комплексы доработать таким образом, чтобы их использовать в качестве космических носителей. На базе боевых ракет были созданы космические носители серии "Космос" и "Циклон". Параллельно с ними создавались и космические аппараты самого широкого профиля.

Дальнейшим развитием космического направления КБ Янгеля стала ракета Р-56 – мощный "космический грузовик", предназначавшийся для полетов на Луну и исследований ближайших планет Солнечной системы. Примерно такие же проекты разрабатывали С. Королев и В. Челомей. Все понимали, что три практически одинаковые ракеты для одной программы являются непозволительной роскошью. Челомей сумел убедить Хрущева, что его "лунный проект" можно реализовать всего за три года. Ни Королев, ни Янгель таких сроков не гарантировали и... поплатились за свою честность: их работы были прекращены. Вскоре стала очевидна несостоятельность проекта В Челомея, но время и средства ушли безвозвратно.

Королев возобновил работы по лунной программе. В помощь ему Янгель занялся так называемым блоком "Е" для посадки космонавта на Луну и возвращения в орбитальный корабль. Лунный блок создали, он прошел наземную отработку, был испытан в космосе, но до советской лунной экспедиции дело не дошло: после смерти С. Королева его преемники так и не научили летать лунную ракету...

Несмотря на то, что космос прочно вошел в жизнь днепровцев, главной задачей по-прежнему оставалась "оборонка" – Янгель продолжал нести свой нелегкий крест. В начале шестидесятых годов был разработан проект малогабаритной ракеты в транспортно-пусковом контейнере: баллистическая ракета "упаковывалась", как младенец в люльке. Проект оказался настолько смелым, а сам "младенец" таким вундеркиндом, что в их реальность сразу не поверили. Лишь в конце шестидесятых возобновили работы по малогабаритной ракете и после успешных испытаний приняли ее на вооружение.

В одной статье невозможно рассказать обо всем, что успел сделать за свою жизнь М.К.Янгель. Но подводя итог можно утверждать, что под руководством Янгеля были созданы первая массовая ракета средней дальности Р-12 (из-за которой разразился Карибский кризис), лучшая межконтинентальная ракета своего времени Р-16, первая «глобальная» МБР Р-36, первые системы «минометного старта», в возможность которого не верили даже некоторые из его ближайших сотрудников, заявлявшие: «Подбросить, как яблоко, махину весом более 200 тонн – это чистейший абсурд!», но Янгель сотворил это чудо! – и, наконец, прославленная Р-18, которую американцы прозвали «Сатаной» и которая способна преодолеть любую ПРО. Этот шедевр ракетостроения, к сожалению, стал последней работой Михаила Кузьмича.

25 октября 1971 года, в день своего 60-летия, М.К.Янгеля не стало. Сердце известного ученого и конструктора остановилось в тот момент, когда он принимал поздравления от коллег, друзей, родных и близких.

За заслуги в развитии ракетно-космической техники М.К. Янгель дважды был удостоен звания Героя Социалистического труда, награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, многими медалями СССР. Ему присуждены Ленинская и Государственная премии, премия и золотая медаль им. С.П. Королева АН СССР .

На небольшом столике в музее Янгеля, открытом на его родине в Восточной Сибири, лежит искусно ограненная плита уральской яшмы, воспроизводящая просторы огромной страны. Ее прикрыл чеканный щит, поверх которого плашмя положен меч. На лезвии меча, словно на боевом дежурстве, застыли стратегические ракеты. Это тот самый щит, тот самый меч, который создавался Михаилом Кузьмичем Янгелем в трудные годы "холодной войны".






 
 
 Город и люди
О городе
Предприятия города
Совет молодежи Общественные организации
Жизнь города Справочная информация
 
 
МО «Мирный» © 2005-2017 гг. 164170, г. Мирный, Архангельская обл., ул. Ленина, 33.
При использовании материалов ссылка обязательна. Для замечаний и предложений.
Яндекс.Метрика