Подготовка и сопровождение граждан в системе патронатного воспитания » Официальный сайт городского округа Архангельской области «Мирный»
 
Старая версия сайта доступна по адресу www.old.mirniy.ru. Поддержка старой версии не производится. Администрация сайта.
Вы не авторизованы на сайте
 
 



Мирный Архангельской области » Опека и попечительство » Патронатное воспитание » Подготовка и сопровождение граждан в системе патронатного воспитания



Подготовка и сопровождение граждан в системе патронатного воспитания

Подготовка и сопровождение граждан в системе патронатного воспитания

Патронатное воспитание (аннотация) детей осуществляется семьей, взявшей ребенка на воспитание при условии тесного взаимодействия со службой сопровождения (уполномоченной службой органа опеки и попечительства).

Специфика адаптации ребенка - социального сироты в системе патронатного воспитания состоит в том, что факторы и условия адаптации ребенка в новой семье определяются:

  • с учетом взаимного влияния ребенка и семьи
  • и при участии службы сопровождения ребенка и семьи.

В процессе 10-летней работы проекта выделены основные технологические этапы, разработаны методики работы и инструментарий, оценены факторы успеха и риска применения такой технологии. Сформулированы основные принципы и содержание работы службы по устройству детей на патронатное воспитание и показано, что она представляет собой новую социально-педагогическую технологию. Цели технологии - обеспечение условий наиболее успешной адаптации детей в новой семье.

Основной принцип работы службы - подбор семьи для ребенка, а не ребенка для семьи. Разработан новый подход к оценке кандидатов, который предполагает проводить оценку кандидатов не только на основании их личностных качеств, семейной структуры, но и с учетом оценки профессиональных навыков и умений будущего патронатного воспитателя.

В процессе работы были выделены 3 группымотивов для приема ребенка в семью:

  1. желание изменить структуру семьи (отсутствие собственных детей, желание иметь больше детей, желание изменить половозрастной состав семьи, синдром "пустого гнезда");
  2. самореализация (желание любить кого-то, профессиональная самореализация, экзистенциальные мотивы);
  3. общегуманистические мотивы помощи (желание помочь обездоленному ребенку, изменить несправедливое устройство общества и т.д.).

Опыт показывает, что все эти группы содержат как мотивы, способствующие успеху в воспитании патронатного ребенка, так и мотивы, которые говорят о вероятном возникновении трудностей.

Технология работы службы по устройству в семью

Технология работы службы была разработана по результатам почти 10- летнего опыта существования системы патронатного воспитания в детском доме №19 г. Москвы. Она постоянно изменяется и совершенствуется в зависимости от поставленных задач и с учетом негативного опыта. Технология, которая предлагается для рассмотрения, не является окончательной. В настоящее время она состоит из следующих этапов:

    * информационная кампания;
    * телефонные переговоры;
    * информационная встреча;
    * индивидуальное интервью;
    * формирование тренинговых групп;
    * обучающе-психологический тренинг;
    * обследование семьи;
    * консультирование семьи;
    * итоговое заключение о семье;
    * планирование помещения ребенка в семью;
    * знакомство с ребенком;
    * заключение контракта;
    * профессиональное сопровождение, консультирование, семейная и индивидуальная терапия;
    * тренинги родительских навыков.

Задачи подготовки патронатных воспитателей .

На всех этапах подготовки патронатных воспитателей сотрудники службы решают следующие задачи:

    * наблюдение, оценка и отбор кандидатов;
    * образование и укрепление доверительных отношений с кандидатами;
    * информирование кандидатов о системе патронатного воспитания;
    * участие в профессиональной подготовке кандидатов;
    * помощь в принятии кандидатом осознанного решения в реальной оценке своих возможностей как патронатного воспитателя;
    * психологическая поддержка кандидата в процессе принятия им решения;
    * выполнение запроса на подбор семьи для конкретного ребенка;
    * развенчание распространенных мифов о воспитании детей.

Основным принципом работы службы с клиентами является принцип открытости и взаимного доверия. В процессе знакомства с клиентом от этапа к этапу отношения между социальными работниками и кандидатами становятся более прочными.

 

 

Оценка и отбор кандидатов в патронатные воспитатели осуществляется на каждом этапе работы службы, углубляясь по мере знакомства с кандидатом. При этом невозможно строго определить, что именно оценивается на каждом этапе. При взаимодействии с социальными работниками, участвуя в тренинге, кандидаты проявляют себя с разных сторон. По мере прояснения личных качеств и особенностей семейной ситуации кандидата эта оценка фиксируется в виде определенных документов.

Параллельно с оценкой кандидата сотрудниками на каждом этапе идет процесс его самоопределения, оценки своих возможностей, осознания трудностей и принятия окончательно взвешенного решения.

Не все этапы являются обязательными, некоторые из них могут быть иногда пропущены или следовать в другом порядке. Об этом будет подробнее рассказано при описании каждого этапа. Надо отметить, что в условиях российской провинции эта технология может быть существенно изменена.

Оценка и отбор кандидатов

Когда речь идет об оценке, имеется в виду итоговый результат суждений о людях, определяющий, кто на что способен. Все мы постоянно оцениваем окружающих, их поведение и поступки. И если эти оценки существенно отражаются на жизни людей, чрезвычайно важно минимизировать при их вынесении субъективность. Желательно иметь четкие критерии оценки и отбора и пересматривать их по мере необходимости.

Оценочный процесс должен быть непрерывным, не фиксированным в конкретном времени, хотя существуют определенные моменты, когда происходит вынесение этой оценки: при утверждении кандидата на роль патронатного воспитателя и подписании договора, во время ежегодных обследований развития ребенка, обсуждающихся на консилиумах нашего учреждения.

В процессе оценки кандидата в первую очередь выясняются мотивация, возможности и способности кандидата, устанавливается, каких навыков и знаний ему недостает, какую информацию ему необходимо предоставить. Желательно, чтобы в ходе оценочного процесса социальный работник и кандидат сотрудничали, выясняя вместе, по силам ли кандидату задача.

Очень важно, чтобы все, кто производит оценку кандидатов, имели единое мнение о требованиях, предъявляемых к патронатным воспитателям, и имели необходимую для квалифицированной оценки подготовку. Недопустимо, чтобы они опирались на собственные представления о том, что такое «нормальная» семья, «правильные» отношения, «хороший» воспитатель, и использовали эти представления как готовые и жесткие шаблоны для оценки будущих патронатных семей.

В целях объективности оценки кандидата создается определенный механизм рассмотрения и официального утверждения итоговой оценки и рекомендаций. Такой механизм снижает риск вызвать неудовольствие кандидата, считающего, что его оценка произведена несправедливо.

Надо добавить, что разработать абсолютные критерии пригодности кандидатов в патронатные воспитатели не представляется возможным. Трудно заранее предсказать, как данный человек сможет справиться с неким абстрактным ребенком. Может быть, для большинства детей данный воспитатель не подходит, но для какого-нибудь конкретного ребенка окажется наилучшим. Иногда этого человека можно задействовать для какого-то определенного вида помощи детям. Поэтому важно не потерять тех людей, которые потенциально могут быть полезны детям.

Вместе с тем совершенно излишне продолжать сотрудничество с людьми, абсолютно не пригодными к данной работе. Поэтому, в первую очередь важно учитывать объективные критерии. Субъективные же критерии учитываются в зависимости от насущных задач.

Очень важной частью отбора является самоотбор кандидатов в патронатные воспитатели. Для этого кандидат должен получить исчерпывающую информацию о патронатном воспитании вообще, о детях, передаваемых на патронатное воспитание, и о требованиях, которые предъявляются к воспитателю. Это позволит ему осознанно решать, способен ли он справиться с задачами воспитания и какая форма воспитания ему больше подходит.

Процесс принятия решения будет более осознанным в том случае, если в сознании кандидата будут разрушены распространенные общественные мифы о воспитании чужих детей, такие, как:

·         проще всего адаптируется в новой семье ребенок совсем маленький (чем меньше, тем лучше);

·         проще всего адаптируется в новой семье ребенок, у которого отсутствуют все кровные родственники и, соответственно, родственные привязанности;

·         девочку воспитывать проще, чем мальчика, она ближе к матери;

·         ребенок придет в семью и сразу будет любить патронатных воспитателей, «он должен быть благодарным!» и пр.;

·         ребенок должен хорошо учиться и получить хорошее образование.

Процесс принятия кандидатами решения возможности быть патронатным воспитателем при непрерывной оценке и отборе кандидатов сотрудниками служб называется процессом взаимного отбора.

В процессе взаимного отбора потенциальным патронатным воспитателям предложено самим оценить свои сильные и слабые стороны. Семье дается возможность соотнести свои сильные и слабые стороны с задачами, которые ставятся при помещении ребенка в семью. Для этого вначале объясняются те умения и навыки (компетенции), которыми должны обладать патронатные воспитатели. Обладание компетенциями служит залогом успеха в воспитании ребенка. Поэтому важно, чтобы семья уже в начале подготовки поняла, какие задачи ей необходимо выполнить и что сотрудники службы совместно с ней будут оценивать и развивать.

Нередко кандидат, полностью прошедший все этапы подготовки, принимает решение о невозможности взять на себя ответственность по воспитанию ребенка. Не надо стремиться к тому, чтобы отсеять как можно больше кандидатов, но не надо и бояться потерять людей, для которых эта деятельность не подходит. Важно, чтобы решение о прекращении сотрудничества было принято самим кандидатом, а не навязано сотрудниками службы.

Профессиональные навыки и умения (компетенции).

За несколько лет работы сотрудники службы по устройству в семью детского дома № 19 пришли к выводу о необходимости формулирования строго профессиональных критериев отбора в соответствии с умениями и навыками, необходимыми для успешного воспитания чужого ребенка. Это обусловлено следующими причинами:

Необходимостью выработки механизма единой оценки кандидата сотрудниками различных служб детского дома.

При отсутствии подобного механизма каждый сотрудник, который общается с кандидатом, оценивает его по-своему, на основании своего опыта и интуиции. Практика показала, что иногда даже мнения сотрудников службы по устройству в семью могут быть диаметрально противоположными. Неудивительно, что мнения сотрудников других служб, которые работают с детьми и по роду деятельности более критически относятся к кандидатам, сильно расходятся с мнениями сотрудников службы по устройству. Это затрудняет принятие решения о подборе семьи для ребенка.

Стремлением добиться единства в оценке кандидата им самим и сотрудниками службы.

Когда социальные работники оценивают не личность кандидата, а исключительно его профессиональные навыки, то взаимодействие между ними сильно облегчается. При отказе гораздо проще объяснить кандидату, что плох не он или его семья, а выбранная им форма воспитания, возраст или пол желаемого ребенка не соответствует набору тех профессиональных навыков и качеств, которые необходимы в том или ином случае. Такой подход оставляет кандидату возможность выбора: он может изменить пожелания относительно ребенка, а может попытаться приобрести необходимые профессиональные качества.

Созданием у кандидатов и патронатных воспитателей стимулов для профессионального роста.

Когда кандидат четко осознает, какими навыками он владеет, а каких ему недостает, то он понимает, в каком направлении необходимо работать, чтобы достигнуть поставленной цели. Например: бездетная семья хочет взять на воспитание совсем маленького ребенка, но навыков заботы о младенцах у нее нет. Осознав это, семья либо откажется от своего желания, либо захочет эти навыки развивать. Другой пример. Патронатные воспитатели, имеющие восьмилетнего ребенка, понимают, что у них не хватает опыта и навыков для работы с подростками. Если они вовремя это осознают, то у них будет достаточно времени, чтобы приобрести эти навыки.

Учитывая необходимость формулирования профессиональных критериев, разработана новая программа подготовки патронатных воспитателей, курс дополнительных лекций, возможность обмена опытом с патронатными воспитателями со стажем и другие методики. Все они направлены на то, чтобы помочь воспитателям оценить и развить необходимые для воспитания чужого ребенка компетенции, на основании этого принять верное решение, профессионально работать.

Оценочный процесс семьи должен быть непрерывным, хотя вынесение этой оценки производится в определенное время: при утверждении на роль патронатного воспитателя и подписании договора, во время ежегодных обследований развития ребенка, обсуждающихся на консилиумах учреждения.

На основе исследований нами были сформулированы категории необходимых навыков и умений патронатных воспитателей (компетенции патронатного воспитателя):

·         РЕБЕНОК (Понимание ребенка и способность обеспечить его потребности. Способность обеспечить безопасные условия для его развития и воспитания).

·         СЕМЬЯ (Понимание особенностей своей семьи и умение приспособить семейную систему к задаче воспитания ребенка).

·         ВОСПИТАТЕЛЬ (Понимание воспитателем своих личностных особенностей и своих слабых и сильных сторон, как воспитателя. Обеспечение заботы, контроля и требований. Способность к профессиональному росту).

·         ДРУГИЕ ЛЮДИ (Умение строить взаимоотношения с социальным окружением в интересах ребенка и помогать ребенку в налаживании социальных связей).

·         ПАРТНЕРСТВО (Понимание системы семейного устройства и своего места в ней. Умение строить и поддерживать партнерские отношения со службой сопровождения).

Разработана Программа подготовки патронатных воспитателей (см. : Программа подготовки):

Занятие 1. Приглашение к сотрудничеству.

Занятие 2. Одной любви недостаточно.

Занятие 3. Ребенок в развитии.

Занятие 4. Ребенок в развитии.

Занятие 5. Ребенок, разлученный с семьей.

Занятие 6. Ребенок приходит в семью.

Занятие 7. Трудное поведение.

Занятие 8. Жестокое обращение и безопасное воспитание.

Занятие 9. Знать свою семью.

Занятие 10. Работаем вместе .

Цели тренинга:

· подготовить квалифицированных патронатных воспитателей;

· познакомить с особенностями системы патронатного воспитания и работы ее служб;

· помочь патронатным воспитателям прояснить их собственные возможности и трудности, возникающие при работе с патронатными детьми;

· создать атмосферу для установления партнерских отношений в группе для осуществления дальнейшей взаимной поддержки и обмена опытом после размещения детей в их семьи;

· изучить психологические особенности и возможности будущих патронатных воспитателей с целью подбора наиболее оптимальных вариантов семей для размещения детей.

В работе (по данным специалистов детского дома №19 г. Москвы, детского дома №16 г.Перми и Лакинского детского дома Владимирской области) выявлены факторы успешности и рискапри планировании размещения ребенка.

На этапе первичного информирования сообщаются объективные ограничения для кандидатов, на основании которых заинтересовавшийся гражданин сам оценивает свои шансы стать патронатным воспитателем. Факторы риска: возрастной ценз (нужен индивидуальный подход, жесткие рамки устанавливать нецелесообразно, все зависит от личности воспитателя и потребностей ребенка); ярко выраженный религиозный фанатизм, отрицающий свободную волю других людей; одинокие мужчины могут вызывать опасения в связи с риском мотива сексуального насилия; ярко выраженный материальный мотив сам по себе не может являться причиной для отказа, но при отсутствии профессиональных навыков и мотива профессиональной самореализации может стать таковым.

Второй этап подготовки — личные интервью (собеседование) и получение первичной информации о клиенте. Критерии успешности: позитивная мотивация, поддержка членов семьи (значимого окружения), серьезность намерений и готовности кандидата и членов его семьи (значимого окружения), близкие к реалистичным представления кандидата, гибкость кандидата, готовность к сотрудничеству со службами детского дома. Факторы риска: неопределенная мотивация («хочу помочь всему человечеству», «осчастливить бедного ребенка» и пр.), несогласие членов семьи, формальное согласие членов семьи, нереалистичные ожидания («придет и будет всем благодарен, всех полюбит», «отдадим учиться в аспирантуру», «поможет нашему ребенку не вырасти эгоистом» и пр.), не пережитая психотравма, инфантилизм, ярко выраженная личностная незрелость (зависимость от собственных родителей, беспомощность в решении житейских проблем, плохая коммуникация), подозрение на зависимости (алкоголизм, наркомания), неготовность к сотрудничеству и разделению ответственности за ребенка со службами, самоуверенность. В этих случаях не следует сразу же отказывать клиенту, а рекомендуется попытаться с ним работать. Причины отказа в сотрудничестве: явная неадекватность (немотивированная агрессия, бредовые идеи, явные иррациональные доводы, нелогичность, некритичность по отношению к собственным убеждениям, доводам, резонерство, т.е. по незначительному поводу изложение теорий с обобщениями и далеко идущими выводами), ригидность, т.е. неспособность менять точку зрения, слышать собеседника, отказ от сотрудничества и обучения, некритичность к собственному воспитательскому опыту («не повезло с собственными детьми, дайте хорошего»).

Третий этап подготовки — наиболее эффективный и включает психологический тренинг (см.: Программа подготовки патронатных воспитателей). В случаях невозможности провести полный курс, следует провести личную работу с кандидатами. Критерии успешности: усвоение информации, активность в процессе подготовки, понимание слабых и сильных сторон себя и своей семьи, понимание необходимости обретения умений и навыков, готовность меняться, гибкость, креативность, способность находить разные варианты решения одной и той же ситуации, адекватное представление о роли замещающего родителя, готовность привлекать свой личный опыт, анализировать его и переосмысливать, четкость представлений о ребенке, об изменениях в образе жизни своей семьи, готовность принять на себя ответственность. Факторы риска: незаинтересованность членов семьи, непосещение ими занятий, пассивность во время занятий, некритичное восприятие собственной семьи, семейных представлений и традиций, неспособность справляться со сложными ситуациями во время обучения, устойчивое неприятие игровой формы смены ролей, низкая спонтанность, неготовность встать на точку зрения другого человека, непринятие роли замещающего родителя, неспособность принять прошлое ребенка и его привязанность к кровным родственникам. Эти факторы не являются причиной для отказа, но на них следует обратить особое внимание при обследовании семьи. Причины отказа в сотрудничестве : непосещение занятий, отказ от выполнения домашних заданий, яркое проявление необучаемости, ригидности, яркое проявление агрессивности к группе или к ведущему.

Четвертый этап подготовки — обследование семьи (посещение семей, семейные консультации, совместные и раздельные собеседования с членами семьи и кандидатами, обследование жилищных условий, обследование социума). Критерии успешности: заинтересованность всех членов семьи, реалистичные представления в оценке своей семьи и изменений, который внесет ребенок, готовность изменить уклад и условия жизни семьи, открытость к контактам, приемлемые жилищные условия, положительный опыт воспитания собственных детей, семейная история и традиции (традиции воспитания чужих детей, открытость к контактам), устойчивость к стрессам, способность положительного видения ситуаций, уважительное отношение членов семьи друг ко другу, способность к принятию друг друга, наличие поддерживающего социума, присутствие домашних животных. Факторы риска: наличие табуированных тем в семье, подозрения на наличие зависимости (алкоголизм, наркомания), постоянная закрытость, недоброжелательность по отношению к сотрудникам службы, неготовность выделить ребенку личное пространство, уклонение кого-то из членов семьи от общения с сотрудником службы, формальное отношение членов семьи к домашнему опросу, напряженные отношения между членами семьи (или с каким-то из членов), присутствие людей с непонятным семейным статусов, проявление неуважения между членами семьи, подозрения на нестабильность отношений между супругами (нарушение «брачного контакта»). Причины отказа в сотрудничестве: несогласие членов семьи, антисанитарные условия, признаки зависимостей (алкоголизм, наркомания), отказ организовать личное пространство для ребенка.

Система социально-педагогического сопровождения

Профессиональное сопровождение семьи и ребенка является главной составляющей всей технологии патронатного воспитания и создает специфические условия для успешной адаптации и социализации ребенка, отличающие патронатное воспитание от прочих форм семейного устройства. После подписания договора о патронатном воспитании начинается совместная работа с семьей и ребенком как с системой, которую осуществляют все службы детского дома (а не какая- то одна выделенная служба).

Детская социальная служба и детский социальный работник , курирующий ребенка, регулярно посещает семью. Его роль — осуществление координации действий всех служб с этим ребенком, контроль, мониторинг развития ребенка, проведение регулярных обследований его развития. Он поддерживает постоянный контакт с ребенком и способен выявить проблемы ребенка на ранней стадии и организовать помощь других специалистов.

Работа реабилитационной службы с ребенком, помещенным в патронатную семью.

Работа врача. Как правило, к моменту помещения ребенка в патронатную семью бывает собрана возможно полная медицинская информация о ребенке. Будущие патронатные воспитатели получают в доступной форме необходимую медицинскую информацию о здоровье ребенка (особенности развития ребенка, хронические заболевания, аллергические реакции и тд., а также план медицинского наблюдения). В случае наличия хронической патологии, подробно и доступно объясняется клиника, течение и прогноз болезни, рекомендации по оказанию доврачебной помощи в экстренных случаях. Даются подробные советы по режиму дня и питания, использованию медикаментозных средств. Дети, помещенные в патронатную семью, обслуживаются в поликлиниках по месту жительства. Педиатр и невролог детского дома осуществляют динамический контроль за состоянием здоровья и уровнем развития каждого ребенка. Дети проходят обследование специалистами детского дома не менее двух раз в год. В течение года врачи непрерывно получают информацию о перенесенных заболеваниях, проведенных прививках, плановых и экстренных госпитализациях, рекомендациях специалистов по месту жительства, диспансеризациях. При необходимости углубленного обследования, в трудных случаях диагностики, дети консультируются ведущими специалистами медицинских научно-исследовательских центров. Врачи детского дома постоянно проводят амбулаторный прием детей, находящихся в патронатных семьях, нуждающихся в качественной медицинской помощи. В ряде случаев врачи осуществляют консультации на дому. Педиатр регулярно проводит индивидуальные профилактические беседы на актуальные медицинские темы с детьми и патронатными воспитателями. На основе многолетних наблюдений выявлены достоверные закономерности динамики хронической психоневрологической и соматической патологии у детей, проживающих в детском доме и патронатных семьях. Процессы восстановления детей с хронической психоневрологической патологией более успешно протекают в условиях семьи, заметно возрастает длительность ремиссии при хронических соматических заболеваниях, а также уменьшается частота острых респираторных болезней у детей, которые проживают в семье.

Реабилитационно-воспитательная работа с детьми,проживающими в семьях патронатных воспитателей. Основные методы и формы реабилитационной работы на этом этапе представлены ранее в параграфе 2.1.

Роль консилиума . Два раза в год по результатам обследования специалистами реабилитационной службы проводятся консилиумы, на которых анализируется качество жизни ребенка и определяется тактика его дальнейшего наблюдения и виды необходимой помощи со стороны всех служб детского дома, даются советы патронатным воспитателям, определяется порядок посещения ребенком и родителями психологов и других специалистов.

Работа детской психологической службы по сопровождению семьи. Детский психолог продолжает проведение плановой психотерапевтической работы с ребенком. Кроме того, в кризисных ситуациях, он оказывает экстренную помощь семье и ребенку, проводит профилактику подобных ситуаций. Детский психолог также разрешает конфликты между патронатным ребенком и собственными детьми воспитателя. Он регулярно проводит тренинговые группы для патронатных воспитателей и кандидатов, посвященные особенностям детского развития.

Взаимодействие с родителями ребенка предполагает контакты с кровными родственниками и патронатными воспитателями. Психолог оказывает помощь ребенку в поиске положительных моментов своего прошлого и в осмыслении и переработке отрицательного опыта своей семьи. Взаимодействие с патронатными воспитателями с момента помещения ребенка в семью носит постоянный характер. С одной стороны, — это образовательная работа: семинары и группы встреч для воспитателей, цель которых — предоставление информации, возможность обмена опытом и взаимной поддержки. С другой, — это терапевтическая практика, индивидуальная или семейная: обсуждение происходящего с ребенком и возникающих на каждом этапе адаптации трудностей, помощь в отделении проблем ребенка от проблем самих воспитателей и разрешение их совместно с психологической службой для взрослых. В особо сложных ситуациях проводятся совместные психотерапевтические сессии для взрослых и ребенка с целью разрешения конфликтов. При этом одновременно семейный психолог службы по устройству детей работает с родителями, а детский — с детьми.

Роль службы по устройству в семью в дальнейшем сопровождении семьи.

Социальный работник службы по устройству в семью продолжает поддерживать контакты с патронатным воспитателем для оказания ему психологической поддержки. Задачи такого социального работника — поддержать позитивный настрой патронатного воспитателя, вовремя выявить проблемы членов семьи. Семейный психолог проводит консультации для патронатного воспитателя и членов его семьи, проводит тренинги и психологические группы, посвященные конкретным проблемам воспитания и развития ребенка. С действующими патронатными воспитателями также ведется индивидуальное психологическое консультирование.

Модель адаптационного процесса ребенка в новой семье

Адаптация ребенка в новой семье проходит через ряд этапов, сопровождающихся теми или иными кризисными явлениями, происходящими в семье. Роль службы сопровождения - помочь в преодолении кризисов адаптации, обеспечить стабильность размещения ребенка в семье и предотвратить возможный возврат ребенка в детский дом, либо отказ ребенка от проживания в семье.

Модель адаптационного процесса была исследована как на индивидуальном уровне, так и на уровне семьи как системы (см. теорию семейных систем и модель диагностики семейной системы Олсона).

Первую стадию адаптации можно было бы назвать "идеализированные ожидания", - как у ребенка, так и у патронатных родителей. Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают идеализированный образ "сбывшейся мечты", наступает первый кризис: привязанность ребенка к старой семье еще сохраняется, а к новой - пока не сформировалась. Приспособление к смене требований и правил требует значительных усилий - в результате возникают "установочные" конфликты, являющиеся частью нормального поступательного процесса адаптации ребенка и семьи друг к другу. Учитывая это, психологи и социальные работники поддерживают активный контакт с патронатной семьей, снимая напряжение и оказывая поддержку и ребенку, и взрослым. Приход ребенка в семью означает на этом этапе и опосредованное включение кровных родителей ребенка в семейную систему, т. е. факт объединения двух семей. Возникает как бы наложение двух систем: самой патронатной семьи и ребенка с его кровной семьей. Ребенок является частью обеих семей. Гибкость патронатной семьи резко падает, так как семья желает сохранить себя как целое. При этом падает и сплоченность между членами патронатной семьи, поскольку возникает необходимость перестраивать взаимоотношения (проблемы иерархии, близости). Семейная система переходит в несбалансированное состояние.

Затем наступает т. н. стадия "Вживания", или собственно адаптации. Семейная система находится в стадии движения к новому сбалансированному состоянию, в новом составе. Успех процесса зависит от исходного состояния семьи (была ли она сбалансирована до приема ребенка), наличия или отсутствия личностных особенностей у членов семьи, качества коммуникаций в семье, позитивного (неосуждающего) отношения семьи к кровной семье ребенка, т. е. от возможности ее "виртуального" включения в семейную систему, качества отношений со службами сопровождения детского дома и принятия их помощи. И для ребенка, и для семьи идет установка внутренних и внешних границ, привыкание к взаимным потребностям и правилам поведения, индивидуальным особенностям и привычкам. Главное достижение этой стадии, длящейся чуть более полугода, - взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений, появляющееся у обеих сторон, которые начинают воспринимать себя как целостность. У многих возникает понимание того, что патронатная семья - это особый тип семьи, отличающийся от кровной, но не менее реальный.

Таким образом, наступает некое "равновесие", которое представляет собой третью стадию отношений в патронатной семье. Семейная система выходит на некоторое стационарное состояние, которое может характеризоваться несколько сниженной сплоченностью, чем до приема ребенка, и меньшей гибкостью, но в пределах сбалансированной зоны.

Дальнейшее движение семейной системы по стадиям жизненного цикла аналогично обычной семье с растущими детьми с присущими кризисами подросткового возраста и ухода детей из семьи после 18 лет (имеющими, однако, значительно более острый характер, чем в семье с родными детьми).

В идеале в случае долгосрочного размещения ребенка кровные родители ребенка включены в семейную систему патронатной семьи и существуют на правах "родственников", с которыми поддерживаются простроенные отношения. В этот период семья становится достаточно самостоятельной, реже обращается за помощью к специалистам. Роль службы сопровождения состоит в основном в предоставлении поддерживающих услуг на личностном уровне как при плановом посещении специалистов, так и по запросу семьи. Во время жизни в семье у ребенка могут проявиться проблемы, которых не было в детском доме, поскольку основные травмы, о которых нам не все известно, связаны для ребенка именно с семейной ситуацией. Возрастная регрессия, проецирование на новых воспитателей качеств своих кровных родителей, воспоминания о случаях жестокого обращения, про которые ранее ребенок не говорил, желание найти своих кровных родителей и узнать, что с ними сейчас происходит, - разрешение этих и подобных им вопросов требует комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Подростковый кризис , связанный со становлением идентичности и самоопределением, накладывается на переосмысление подростком своего прошлого и его отношений с кровной семьей, проверкой прочности новых привязанностей и идентификации с новой семьей. Для патронатной семьи - это также период дисбаланса семейной системы, связанный с обособлением подростка и переосмыслением своей роли - как профессиональной, так и родительской. Качество отношений с ребенком и степень его включенности в семейную систему оказываются главными для успеха прохождения этого этапа адаптации.

Кризис выпуска , связанный с прекращением попечения и необходимостью решения вопроса о дальнейшем жизнеустройстве молодого человека или девушки и прекращением "рабочей" роли патронатного воспитателя, также требует значительного участия служб сопровождения. Совместное решение семьи и выпускника о его дальнейшем проживании в семье или об отделении от семьи дается с большим трудом.

Для ребенка это - очередной раз поставленный вопрос о самоидентификации и принадлежности к той или иной семье. Необходимость ухода из семьи зачастую сравнивается с прошлой потерей кровной семьи и ребенок как бы заново переживает прежние разрывы привязанностей.

Для позитивного самоопределения, выбора жизненного пути, решения вопроса о месте проживания, обучения или работы, для выбора социальной модели для подражания, т.е. окончательного выбора в пользу социального опыта своих родителей или следования образцу приемной семьи подростку требуется время и помощь специалистов. Сама приемная семья находится в дезорганизованном состоянии и также стоит перед выбором и сменой ролей. Прохождение подросткового кризиса и кризиса выпуска зависит, во-первых, от качества отношений ребенка и патронатных воспитателей, которым в первую очередь и определяется успех его преодоления и тяжесть протекания, а во-вторых, от качества их контакта со службой сопровождения.

Служба сопровождения, являющаяся частью модели патронатного воспитания, играет ключевую роль в достижении успешной адаптации и социализации ребенка в новой семье.

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!


Версия для слабовидящих



Административные барьеры, препятствующие развитию бизнеса




 
 
 Город и люди
О городе
Предприятия города
Совет молодежи Общественные организации
Жизнь города Справочная информация
 
 
ГО «Мирный» © 2005-2023 гг. 164170, г. Мирный, Архангельская обл., ул. Ленина, 33.
При использовании материалов ссылка обязательна. Для замечаний и предложений.
Яндекс.Метрика