Официальный сайт МО «Мирный» Архангельской области > Версия для печати > Историческая справка Официальный сайт МО «Мирный» Архангельской области > Муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних > Историческая справка

Адрес статьи: https://mirniy.ru/kom_nesov/36-istoricheskaya-spravka.html

Опубликовано: 31-03-2011, 16:29.

Историческая справка

Совет возглавил А.В. Луначарский. Несмотря на огромную работу, число беспризорников к 1921 году возросло до 4,5 миллионов. Тогда по инициативе Ф.Э. Дзержинского и под его руководством были созданы комиссии по делам несовершеннолетних. Созданы комиссии Декретом Совета Народных Комиссаров от 14 января 1918 года. Они находились в ведении Наркомата просвещения и его местных органов. 22 мая 1925 года при Наркомате просвещения была создана Центральная комиссия по делам несовершеннолетних, предназначенная для организации планомерной борьбы с правонарушениями несовершеннолетних и согласования деятельности заинтересованных ведомств. В течение ряда лет Положения о комиссиях неоднократно изменялось: уточнялись функции, расширялись полномочия по организации работы по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности.

В литературе тех лет справедливо указывалось, что применяемые к несовершеннолетним меры не всегда отвечали характеру содеянного в отличие от детских судов, где "крупному преступлению всегда соответствовал крупный приговор". Более того, при обсуждении Декрета и даже после его принятия против упразднения судов и тюремного заключения для несовершеннолетних в возрасте до 17 лет выступали работники Наркомюста как в центре, так и на местах.

Например, съезд комиссаров юстиции Западной Сибири, Урала и Степного края, состоявшийся в г. Омске в мае 1918 г., разработал Положение и Инструкцию "О комиссиях для суждений о преступных действиях несовершеннолетних", которые, вступая в противоречие с Декретом, устанавливали, что ведению комиссий подлежат только несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, а сами комиссии организуются и находятся под контролем губернских комиссаров юстиции.

Необходимость внесения изменений в законодательство о несовершеннолетних была осознана позднее, когда детская беспризорность и правонарушения среди несовершеннолетних приняли особо тревожные размеры. "Детская беспризорность, часто являющаяся в самых уродливых, ужасающих формах - как детская преступность, проституция - угрожает подрастающему поколению самыми тяжелыми последствиями", - так характеризовал степень остроты положения Ф.Э. Дзержинский.

Гражданская война, иностранная военная интервенция и хозяйственная разруха создавали серьезные объективные трудности в осуществлении решительных предупредительных мер. Поэтому возрастной предел уголовной ответственности был понижен до 14 лет, а в систему органов, занимающихся рассмотрением дел о несовершеннолетних, был вновь включен суд. Однако он не был специализированным и автономным, а представлял собой специальные составы общих народных судов.

Руководящими началами по уголовному праву РСФСР 1919 г. было установлено, что суду и наказанию подлежат несовершеннолетние от 14 лет. К лицам, не достигшим указанного возраста, "... применяются лишь воспитательные меры (меры приспособления). Такие же меры применяются в отношении лиц переходного возраста 14-18 лет, действующих без разумения". Это не замедлило сказаться на нормативных актах, регламентировавших деятельность КДН, в работе которых проявилась необходимость дифференциации мер воздействия по отношению к подросткам в зависимости от их возраста.

С 1931 года на комиссии возлагались задачи по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью, охране прав несовершеннолетних, рассмотрение дел об их правонарушениях и применение к ним мер медико-педагогического характера. Комиссии имели право помещать правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет в трудовые дома для несовершеннолетних Наркомата внутренних дел РСФСР и даже давали согласие на смертную казнь несовершеннолетних преступников.

Комиссии по делам несовершеннолетних были упразднены постановлением СНК ССР от 31 мая 1935 года "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности". Ответственность за своевременное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, возлагалась непосредственно на местные органы власти.

Развитие органов, подобных комиссиям по делам несовершеннолетних, в дальнейшем было связано с усилением внимания государства к вопросам охраны прав и необходимостью устройства детей и подростков, нуждающихся в государственной и общественной помощи. Так, в годы Великой Отечественной войны постановлением СНК СССР от 23 января 1942 года "Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей" при исполкомах местных Советов были образованы специальные комиссии по устройству детей.

В 1958 году в уголовном законодательстве произошло повышение возраста, по достижении которого несовершеннолетние могли привлекаться к уголовной ответственности. В связи с этим возникла необходимость создания органов, которые занимались бы организацией профилактической работы с несовершеннолетними и применяли бы к ним меры воспитательного воздействия. Ими стали комиссии по делам несовершеннолетних при Советах Министров союзных и автономных республик, при исполкомах местных Советов, образованные в 1961 году.

Согласно Положению, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 3 июня 1967 г. комиссии по делам несовершеннолетних являются основным координационным звеном в системе государственных органов и организаций общественности, специально занимающихся воспитательной и профилактической работой среди несовершеннолетних. Дальнейшее развитие законодательства о комиссиях обусловлено на уточнение и расширение их компетенции.

В 1980-1984 годах с принятием кодексов об административных правонарушениях была расширена компетенция комиссий по делам несовершеннолетних в части рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних и их родителей.


Вернуться назад