- О проекте федерального закона;
- Обзор работы с обращениями граждан в кадастровой палате Росреестра;
- Оспаривание кадастровой стоимости юридическими лицами в комиссии;
- Порядок выдачи сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде копий документов;
- Что делать, если вы являетесь собственником земельного участка садово-огороднического товарищества и сосед не согласовывает границы земельного участка?;
- Кадастровая палата разъясняет необходимость внесения в ЕГРН сведений о границах объектов землеустройства;Исключение из ЕГРН сведений о координатах земельных участков.
О проекте федерального закона
Минэкономразвития России подготовлены проекты федеральных законов о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Изменения касаются порядка применения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае ее изменения (исправления ошибок в сведениях ЕГРН, оспаривания результатов определения кадастровой стоимости).
В частности для целей налогообложения физических лиц предусмотрено применение рыночной стоимости, установленной по итогам оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости.
С указанными документами можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (далее – портал) по адресу в сети интернет: http://regulation.gov.ru.
В настоящее время проводятся публичные обсуждения в отношении текста проектов. Замечания и предложения по их изменению могут быть направлены до 08.06.2017:
Обзор работы с обращениями граждан в кадастровой палате Росреестра
Всем известно, что граждане РФ в соответствии со ст. 33 Конституции РФ имеют право обращаться лично или направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Обращениями граждан являются направленные письменные предложения, заявления или жалобы, поступившие почтовым отправлением, по электронной почте, нарочным, через книгу жалоб и предложений и т.п., а также устные обращения граждан, изложенные в ходе личного приема руководителями.
Взаимодействие с гражданами - это одно из приоритетных направлений работы филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Работа с обращениями граждан, а именно обеспечение централизованного учета и контроля своевременного рассмотрения в филиале поступивших обращений ведется в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Помимо этого, ряд обращений граждан (жалобы) рассматриваются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов РФ».
Подводя итоги работы с обращениями граждан, поступившими в филиал за 2016 год, можно отметить, что наблюдается тенденция увеличения количества обращений граждан в полтора раза в сравнении с поступившими в филиал обращениями в предыдущем году.
Так, в 2016 году в филиал поступило 573 письменных обращения граждан, а за 2015 год было зафиксировано 382 обращения. Тематика обращений граждан — разнообразна.
Наибольшее количество обращений, а именно 47%, занимают вопросы государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предоставления сведений из государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого государственного реестра прав (ЕГРП), исправления технических и кадастровых ошибок в записях ГКН и ЕГРП.
Значительную часть письменных обращений (30%) составляют вопросы, связанные с разъяснением критериев определения и возможности оспаривания результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства, а также переоценки земель населенных пунктов. Авторы писем – это граждане, получившие уведомления налоговых служб об уплате налогов на имеющееся имущество, и не согласные с произведенными расчетами.
Незначительное количество обращений (9%) поступило в филиал по вопросам землеустройства, установления границ и раздела земельных участков.
Не являются многочисленными и обращения граждан по вопросам организации работы при предоставлении государственных услуг. Этим интересовались 2% респондентов.
За прошедший год в филиал поступила одна жалоба, поданная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 №840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации». Вопрос заключался в отказе исправления предполагаемых опечаток и ошибок в выданных документах. Но по результатам её рассмотрения было вынесено решение об отказе в удовлетворении. Претензии гражданина признаны необоснованными.
Поступающие в филиал обращения граждан систематически анализируются и обобщаются, а содержащиеся в них критические замечания учитываются с целью своевременного выявления и устранения причин нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан. По каждому вопросу или поднятой проблеме направляются мотивированные ответы в установленный законом срок.
В филиале организована работа по разъяснению действующего законодательства в сфере регулирования земельных и имущественных отношений. Используются различные формы взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации. Руководство регулярно принимает участие в консультациях, «горячих линиях», используются возможности сети Интернет. Предметом обсуждения на оперативных совещаниях руководства является состояние работы с письмами граждан, на которых директор филиала требует от коллег ценностных ориентиров в работе, таких как, уважение, достоверность, законность и отзывчивость.
Оспаривание кадастровой стоимости юридическими лицами в комиссии
Кадастровая стоимость представляет интерес для обладателей объектов недвижимости главным образом тем, что на основе указанной величины рассчитываются многие платежи (налоги, арендная плата и др.). В случае несогласия с размером кадастровой стоимости своей недвижимости юридическое лицо вправе ее оспорить.
Кадастровая стоимости может быть оспорена в суде или специально созданной для этой цели Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (Комиссия). При этом для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок обращения в Комиссию, на котором остановимся подробнее.
На территории Архангельской области Комиссия создана и функционирует при Управлении Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (г. Архангельск, ул. Садовая, д.5, корп.1), куда и следует обращаться заинтересованным лицам. Законом предусмотрено два основания для оспаривания кадастровой стоимости. Первое, самое универсальное и распространенное -установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Второй случай является исключительным и подходит для ситуаций, когда при определении кадастровой стоимости использовались недостоверные сведения об объекте недвижимости. Так, например, площадь земельного участка одна, а оценщик рассчитал кадастровую стоимость исходя из другого значения.
Законом установлен определенный перечень документов, который должен быть представлен юридическим лицом в Комиссию вместе с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости:
-выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
-нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
-документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление подается по основанию недостоверности сведений;
-отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненный оценщиком и составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление подается в связи с установлением рыночной стоимости.
При этом заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
В течение одного месяца с даты поступления заявления Комиссия должна его рассмотреть и принять решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отклонении заявления. Рассмотрение заявления проводится на заседании, на котором вправе присутствовать заявитель и иные лица.
Принятие Комиссией решения об отклонении заявления не исключает возможность повторного обращения лица в Комиссию с соответствующим заявлением. В рассматриваемом случае следует заново представить заявление с приложением необходимых документов и устранить причины, послужившие основанием для принятия отрицательного решения.
Учитывая то, что оспаривание кадастровой стоимости в Комиссии является процессуально несложной процедурой, требующей меньших затрат в сравнении с судебным порядком (так, размер госпошлины для юридических лиц составляет 2000 рублей за каждый объект), административный порядок пересмотра стоимости представляется весьма действенным и оперативным механизмом защиты нарушенного права юридического лица.
Порядок выдачи сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде копий документов
При ведении государственного реестра недвижимости в орган регистрации прав предоставляются различные документы, такие как: заявления о государственном кадастровом учете; межевые планы; технические планы; правоустанавливающие документы; правоудостоверяющие документы на объекты недвижимости (свидетельства); акты обследования; разрешения на ввод объектов в эксплуатацию; документы, подтверждающие отнесение земельного участка к определенной категории земель; документы, подтверждающие установленное разрешенное использование земельного участка (здания, сооружения, помещения); документы, содержащие сведения о кадастровой стоимости, об адресе объекта недвижимости.
На сегодняшний день получить копии документов, представленных для осуществления кадастрового учета, можно на основании Запроса о предоставлении сведений в виде копий документа.
Форма Запроса утверждена Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».
Такой Запрос подается в виде бумажного документа заявителем при личном обращении в МФЦ, либо направлен почтовым отправлением.
Следует учитывать, что на основании одного Запроса выдается один документ, в виде которого предоставляются сведения, содержащиеся в государственном реестре прав. Однако на основании одного запроса, представленного судами, правоохранительными органами, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, могут быть выданы копии всех документов, помещенных в реестровые дела.
В зависимости от желания заявителя, указанного в Запросе, выдача копий документов может осуществляться в виде бумажного документа непосредственно при личном обращении в МФЦ и посредством почтового отправления, а так же по адресу электронной почты в виде ссылки на электронный документ.
Копии документов выдаются в срок не более трех рабочих дней со дня получения Запроса органом регистрации прав. Эта услуга является платной. Однако существуют категории лиц, определенные ст. 63 закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которым сведения предоставляются бесплатно - правоохранительные органы, суды, судебные приставы-исполнители, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы прокуратуры Российской Федерации, арбитражные управляющие, нотариусы.
Порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений установлен Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 967 «Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации»; а размер платы - Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».
При Запросе интересующих документов, так же следует учитывать, что плата за выдачу копий документов в электронном виде значительно ниже, чем за выдачу таких копий на бумажном носителе.
Следует обратить внимание на то, что копии документов могут быть не предоставлены лицам, не имеющим права на доступ к сведениям, содержащим конфиденциальную информацию, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».
Что делать, если вы являетесь собственником земельного участка садово-огороднического товарищества и сосед не согласовывает границы земельного участка?
Ответ:
Местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнены границы земельного участка или границы смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласование границ земельного участка проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками. От имени собственников в согласовании местоположения границ могут участвовать их представители, а также представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, назначенный решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения.
Согласование границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельного участка на местности либо без, посредством проведения кадастровым инженером собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с каждым смежным землепользователем.
В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц, извещение о проведении собрания о согласовании вручается данным лицам или их представителям под расписку или публикуется в средствах массовой информации в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В случае если собственник смежного земельного участка был извещен надлежащим образом о проведении согласования и не выразил свое согласие посредством подписания Акта согласования границ, граница земельного участка также будет считаться согласованной.
В случае наличия у собственника смежного земельного участка обоснованных возражений в акт согласования местоположения границ вносится запись об их содержании. В данном случае граница земельного участка не будет считаться согласованной. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации рассматриваются в судебном порядке.
Кадастровая палата разъясняет необходимость внесения в ЕГРН сведений о границах объектов землеустройства
На сегодняшний день Российское законодательство к объектам землеустройства относит территории субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальные зоны (зоны определенные градостроительным зонированием: жилые, общественно-деловые, производственные, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры и другие), а также части указанных территорий и зон.
В настоящее время материалы территориального планирования разработаны большинством муниципальных образований, расположенных на территории Архангельской области и Нененецкого автономного округа, то есть границы объектов землеустройства юридически установлены. Однако данная информация носит лишь описательный характер и не содержит сведений о координатах границ.
В соответствии с законодательством, органы государственной власти и местного самоуправления, после утверждения материалов территориального планирования, обязаны направлять в орган регистрации прав копии нормативно-правовых актов об установлении или изменении границ административно-территориальных единиц и территориальных зон с обязательным приложением к ним документа, отображающего в текстовой и графической формах сведения о местоположении границ, площади и иных характеристиках объекта землеустройства.
Сейчас в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения лишь о границах 34 муниципальных образований из 226, расположенных на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа, и о границах 25 населенных пунктов – из 3999 существующих, а сведения о границах субъектов и границах территориальных зон вообще отсутствуют.
После внесения сведений о границах объектов землеустройства в реестр недвижимости, данные об их местоположении приобретают доступный характер и отображаются на публичной кадастровой карте, размещенной на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru.
Между тем, отсутствие сведений о границах объектов землеустройства в реестре недвижимости создаёт неудобства всем участникам имущественных отношений. К примеру, проблемы могут возникнуть как в области регулирования земельных отношений, касающихся предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, размещения объектов капитального строительства, так и при определении налогооблагаемой базы.
Кроме того, потенциальные покупатели не могут оценить месторасположение объекта недвижимости, тем самым возрастают риски, связанные с совершением сделок.
В январе 2017 года Правительством Российской Федерации утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.
В феврале 2017 года в Архангельской области и Ненецком автономном округе были утверждены «дорожные карты» внедрения в регионе целевых моделей «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» и «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества», мероприятия которых должны способствовать улучшению инвестиционного климата по каждому из направлений.
Большое значение в целевой модели по кадастровому учету отведено работе регионов по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов. Целевая модель по кадастровому учету направлена на повышение эффективности процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и улучшение инвестиционного климата региона.
Наличие в реестре недвижимости актуальных сведений о границах объектов землеустройства позволит сократить сроки постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет, и повысить качество регистрационного процесса.
Исключение из ЕГРН сведений о координатах земельных участков
ВОПРОС:
Возможно ли исключить координаты характерных точек границ земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, если работы по межеванию земельного участка не проводились?
ОТВЕТ:
Исключить сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости - возможно. Для этого необходимо обратиться в орган регистрации права с заявлением об исправлении технической ошибки. В качестве изменяемой характеристики необходимо указать сведения о местоположении границ земельного участка. Обратиться в орган регистрации права, может любое заинтересованное лицо, подав соответствующее заявление в многофункциональном центре. Адреса офисов размещены в сети Интернет на сайте www.mfc29.ru.
При рассмотрении поступившего заявления, сотрудник проверит внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о координатах характерных точках границ земельного участка на соответствие документам реестрового дела.
В случае отсутствия в реестровом деле документов, содержащих сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, государственный регистратор примет решение об исправлении технической ошибки.
Если в реестровом деле содержатся сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, в адрес заявителя будет направлено уведомление об отсутствии технической ошибки с указанием документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Обращаем внимание, что сведения о координатах характерных точек ранее учтенного земельного участка могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости не только на основании описания земельного участка и межевого плана, подготовленных в результате проведения работ по межеванию земельного участка. Документом-основанием для внесения сведений о координатах характерных точек границ земельного участка могут так же являться документы реестрового дела (каталог координат земельного участка, инвентаризационная опись земельных участков).